Диего Веласкес один из наиболее разносторонних людей шестнадцатого века, которого по праву можно назвать философом жизни. Многими принято считать, что художник, - это столь узкая специализация, при которой остальные области жизни не имеют практически никакого значения. Вполне возможно, что многих мастеров и можно было бы отнести в данную категорию, но никак не Диего Веласкеса.
Еще во время жизни мастера, многие его знакомые отмечали феноменальную память мастера. Стоило ему услышать что-либо из какой-либо области науки, - это в тот час оставалось в его памяти. Причем объем информации ни коем образом не сокращался, а оставался в тех объемах, в которых ее преподнесли.
К концу жизни Диего Веласкес собрал великолепную библиотеку, литература из которой относилась к самым разным отраслям науки - от архитектуры до астрономии. Естественно, основную часть книг составляла литература, относящаяся к живописи.
Диего Веласкес родился в Севилье Испании. Данный город расположен на южных территориях Испании, население его по последней переписи составляет порядка семи сот тысяч жителей. В Севилье хоть и развита промышленность, основным источником доходов города является туризм.
Датой рождения Диего Веласкеса условно считается 6 июня девяносто девятого года шестнадцатого столетия. Данная дата условная, так как точной даты рождения Диего Веласкеса, на данный момент, никто не знает. Дата 6 июня была найдена в церковных летописях, где была описана церемония крещения Диего. Учитывая тот факт, что в шестнадцатом веке было принято крестить ребенка сразу после рождения, можно считать данную дату наиболее достоверной.
Семья, в которой родился Диего Веласкес, была родом из Португалии и относилась к одной из линий португальских евреев. Семья относилась к дворянскому сословью, но она являлась семьей среднего достатка.
Подрастающий Диего живо интересовался живописью мастеров своего времени. Данную склонность молодого Веласкеса заметил его отец, который, найдя подход к испанскому художнику Франсиско Эрере, пристроил его к нему в качестве помощника. Именно данное обстоятельство дало хороший толчок развитию Веласкеса в качестве живописца.
Диего проработал у Франсиско Эрере практически целый год и это несмотря на трудный характер как самого Эрере, так и Диего Веласкеса. Но знания, полученные у Эрере, помогли Диего устроится помощником к Франсиско Пачеко, с которым он трудился до восемнадцатилетнего возраста. Франсиско Пачеко много довольно лестно отзывается о Диего. В своих летописях вспоминает тот факт, что у Диего подрабатывал один крестьянин, который ему позировал в самых различных позах. При этом Диего Веласкес никогда не просил его сменить выбранную им заранее позу, хотя многие элементы приходилось ему перерисовывать многократно.
Веласкес еще ни однократно возвращается к своему мастеру по тому или иному поводу, что привело к его женитьбе на дочке Франсиско Пачеко в девятнадцатилетнем возрасте.
Основным направлением деятельности этих лет жизни молодого мастера было направление бодегонес, в ходе которой он старался довести до совершенства изображение натуральной стороны людей и вещей. Наиболее ранними картинами данного периода являются картины "Завтрак", "Завтрак двух юношей", "Служанка-мулатка" и т.д.
Набравшись опыта, и будучи уверенным в своем мастерстве, Веласкес направляется в Мадрид - столицу Испании, где он ранее никогда не был. Хорошего места он себе нигде не находит, его талант остается не признанным. Осознавая данный факт, Веласкес начинает заниматься изображением портретов состоятельных дворян того времени. В данных слоях общества признание быстро приходит к нему, о способностях молодого Веласкеса заинтересовывается министр иностранных дел короля Испании, который, ознакомившись с биографией мастера приглашает его на изображение портрета молодого испанского короля Филиппа IV.
Диего Веласкес без промедления соглашается на столь заманчивое предложение.
Представленный портрет короля на столько нравится ему, что король тотчас предложил молодому Веласкесу должность придворного художника. В то время мастеру было всего двадцать четыре года отроду. Именно в это время, работами придворного Веласкеса заинтересовывается выдающийся итальянский мастер борокко - Караваджо.
Практически через несколько лет работы Веласкес находит подход к королю и становится его одним из лучших друзей. Столь необычная дружба была странна как для придворных королевства, так и для слоев общества. Как писал об этом тесть Веласкеса, - "король был не мерно щедр к Диего". Но короля вдохновляли не только портреты, выполненные по его заказу, но и работа самого Веласкеса. Именно данное обстоятельство привело к тому, что мастерская Диего располагалась непосредственно в королевских апартаментах, которые часто посещал сам король.
По прошествии нескольких лет работы Веласкес становятся настолько популярными, что даже его заядлые враги становятся вынужденными заказать у него портрет, так как долгом каждого уважающего себя дворянина в Испании было оставление своего портрета, выполненного руками Веласкеса.
Жизнь Веласкеса была неразрывно связана с работой при дворе и после знакомства с Рубенсом, ему стоило многих сил упросить короля разрешить ему поездку в Италию для перенятия их опыта. В конце концов, король разрешает Веласкесу посетить Италию, где он проработает в течение двух лет. По возвращении на родину он продолжает свою работу при дворе, при этом появляются его первые пейзажи виллы Прадо и виллы Медичи.
На пятьдесят третьем году жизни Веласкес назначается гофмаршалом при дворе. Теперь круг его обязанностей значительно расширяется, в его обязанности входит подготовка всех праздничных мероприятий при дворце.
Напряженный график работы, отсутствие какого-либо отдыха приводит к тому, что Веласкес остро заболевает крупозной пневмонией. В течение почти месяца мастер боролся со своим заболеванием, но отсутствие какого-либо этиотропного лечения привело к тому, что шестого августа, на шестьдесят первом году жизни Веласкес умер от сердечной и дыхательной недостаточности.