Непотопляемый?

Как "серый кардинал" Генпрокуратуры стал помощником главы Администрации президента

О Назире Хапсирокове за последние десять лет отечественная пресса написала немало. Если собрать все воедино, то наверняка выяснится, что акулы пера написали даже больше, чем сам Назир, который, судя по автобиографии, размещенной на личном сайте, не чужд изящной словесности.
Ну, да мы будем говорить не о стихах и не о художественной прозе. Скорее уж о том долгом пути, который преодолел Назир Хизирович, - от директора комбината бытового обслуживания до нынешнего своего высокого поста. Который, как говорят близко знающие господина Хапсирокова люди, он полностью заслужил. В первую очередь - благодаря своим профессиональным данным и безупречной репутации.

Что ж, спорить не будем. Просто вспомним о том, какие именно события делали Назира Хапсирокова героем газетных публикаций. Широко о нем заговорили как раз тогда, когда погорел первый из генеральных прокуроров, Ильюшенко. Одним из оснований для расследования стал найденный у него в гараже красный "Мерседес", принадлежавший... Правильно, Назиру Хизировичу. Почему он стоял в гараже у генерального? А просто ему Хапсироков "дал покататься" (это, кстати, по информации СМИ, фраза из личных показаний г-на Хапсирокова по делу Ильюшенко).

Затем последовал скандал с Юрием Скуратовым, который опять-таки развивался не без участия Хапсирокова. Именно Назир Хизирович, как сообщала пресса, был владельцем "нехорошей квартиры", в которой некто сильно похожий на теперь уже экс-генерального прокурора развлекался сразу с двумя девушками наилегчайшего поведения. А кто же, как показало затем расследование, подарил Скуратову квартиру (с ремонтом, стоимость которого позволила бы справить новоселье десяти семьям), особняк на Рублевке, квартирку для родителей?.. Тем не менее, на мой взгляд, настоящей, мужской, доверительной дружбы у Хапсирокова со Скуратовым не получилось, и тогда на свет появилась видеозапись уальных игрищ в квартире дома на Большой Якиманке.

Однако история восхождения к столь высоким знакомствам началась еще раньше.
Точнее говоря, с райкома комсомола Карачаевска. Именно оттуда Хапсирокова "толкнули" за стол директора комбината бытового обслуживания - хлебное место в застойные годы! А затем, сообщают летописцы-журналисты, последовало некое уголовное дело по факту хищения госсобственности. Правда, для Назира (он тогда был молод) оно закончилось несколькими разговорами со следователем и переменой места работы.

В начале 1990-х у Хапсирокова - строительный бизнес, возведение элитных дач в Подмосковье. И тут - снова проблема: проверка обнаруживает подтасовки в сметах.

В общей сложности пропали сотни тысяч "зеленых". Как мне рассказывали коллеги-журналисты, Хапсироков отделался допросом, а его зам был объявлен во всероссийский розыск.

Очевидно, именно эта непотопляемость и придала Хапсирокову необходимый вес в определенных кругах, и в 1994 году - не без посторонней помощи, естественно - он становится уже начальником Управления планирования, финансирования и материально-технического обеспечения Генпрокуратуры - своеобразным "серым кардиналом". Причем с такой финансовой мощью, которая не снилась ни Ришелье, ни Мазарини. Так, уже после своей отставки Юрий Скуратов вспоминал, что первые предложения "уйти по-хорошему" со своего поста ему были переданы именно через Хапсирокова.

После отставки Скуратова Хапсироков поднялся. Причем очень заметно. Дружба ли с Березовским помогла или капиталы, но 1 февраля 2001 года Назир Хизирович стал уже помощником главы администрации президента. Казалось бы, с такой "корочкой" можно жить припеваючи. Похоже, и сам Хапсироков уверовал в свою непотопляемость.

В 2003 году, по сообщениям СМИ, за очень смешную цену скуплено пять гектаров заповедных земель, на которых помощник администратора решил построить особнячок.

Не повезло: вмешалось Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Московской области.

В 2004 году, по косвенным данным, обнародованным прессой, Хапсироков мог быть замешан в волнениях на своей исторической родине, в Карачаево-Черкесии. Помните нашумевшее дело о разделе "Кавказцемента", закончившемся расстрелом семи человек и чуть ли не новым кризисом северокавказского мас- штаба? О событиях на Кавказе - и о возможном участии в них Назира Хапсирокова - было доложено в самые высокие инстанции. Дело могло закончиться плохо. Но Хапсироков снова не пострадал.

Однако, как говорится, сколь веревочке ни виться... Еще в 2001 году Юрий Щекочихин, будучи членом комитета по борьбе с коррупцией, обратился с письмом к президенту России Владимиру Путину с просьбой разобраться с назначением Назира Хапсирокова на этот пост. "Сотни людей, в том числе уважаемые юристы, имена которых вы наверняка знаете, позвонили мне и моим коллегам в связи с этим назначением. И каждый из них почувствовал эту ситуацию пощечиной", - это цитата из письма. В самой администрации к новому "помощнику" тоже отношение неоднозначное.

Сегодня борьба с коррупцией снова на слуху. Отразится ли она на судьбе Хапсирокова? Или он на самом деле непотопляемый?

Денис Сомов
© "Московская правда", 24.07.2006

МегаОбзор
ЭЛ № ФС 77 - 68301. Выходные данные СМИ МегаОбзор
2006-2025
© MegaObzor