Джон Гей (John Gay), отец Flash, в одной из своих статей предположил, будто "Flash Player на сегодняшний день получил большее распространение среди пользователей по сравнению с другим ориентированным на Интернет программным обеспечением вроде Internet Explorer или Real Player". А начнем мы обзор с самого простого: с плееров.
Не смотря на то что у Flash есть свой официальный плеер, многие предпочитают пользоваться решениями от сторонних разработчиков. Причины этого парадокса кроются, по большей части, в очень малом количестве дополнительных функций у официального проигрывателя, который, по сути, только и может, что исполнять flash-приложения и анимации.
Сразу скажу, что программа эта очень хороша. Во-первых, она подкупает своей внешней простотой и продуманной организацией интерфейса, который понимаешь с первых же минут использования. Во-вторых, Swiff Player ориентирован скорее на проигрывание именно flash-анимаций, а не полноценных приложений, созданных для этой платформы, откуда и проистекает его внутренняя структура.
Основной упор разработчики делают на дополнительные опции и функции, которые не меняют кардинальным образом проигрывание flash-роликов, но делают этот процесс более полноценным, сравнимым с просмотром обычного видео. Таким образом, у нас появляется классическая timeline, которая позволяет одним кликом перенестись в нужное место ролика. К тому же, благодаря встроенной графической акселерации OpenGL, Swiff Player дает возможность просматривать flash-анимации в полноэкранном режиме, что в большинстве случаев проблематично, ибо векторный движок Flash достаточно требователен к системным ресурсам.
По встроенным возможностям Flash Movie Player сильно похож на Swiff Player: те же timeline, полноэкранный режим, пауза, мгновенная перемотка, бесплатность, низкие системные требования, но здесь разработчики пошли еще дальше и попытались превратить flash-плеер в многофункциональный аналог любого мультимедийного проигрывателя.
Как следствие, добавились:
Помимо этого разработчики не забыли и о некоторых специфичных для формата Flash функций. К примеру, взаимодействие с flash-файлами в формате exe, которые открываются точно так же, как и обычные ролики, а при желании их можно трансформировать в swf. Кроме этого, Flash Movie Player свободно работает с кешированными данными браузеров Internet Explorer, Mozilla Firefox, Opera, позволяя добавлять файлы оттуда в playlist напрямую.
С первого взгляда сложно сказать, чем Quick Flash Player отличается от того же Flash Movie Player, ведь список технологических возможностей практически идентичен. Вообще, джентльменский набор любого flash-проигрывателя угадывается легко, и он был перечислен в описании программ, которые шли чуть выше.
В этом случае, само собой, особое внимание уделяется нюансам: удобство, комфорт использования, стабильность, качество реализации каждой отдельно взятой функции. Тут-то Quick Flash Player и берет свое: эта программа хороша в плане представления себя пользователю. Самый красивый дизайн, очень удобный, стильный интерфейс. Другими словами, у меня во время общения с Quick Flash Player не возникло никаких неудобств.
От простых задач проигрывания плавно переходим к задачам более сложным и затратным по ресурсам – творчеству. Как уже говорилось выше, платформа Flash на сегодняшний день имеет повсеместное распространение, поэтому было бы глупо предполагать, что аналогами пакетов для flash-разработки от создателя формата дело ограничилось. Нет, рынок плотно заполнен предложениями, соответствующими разным потребностям и на разный кошелек.
Из технических характеристик Wildpresenter становится понятно, что целевой аудиторией разработчики выбрали специалистов, которым требуется создавать много презентаций, простых интерактивных приложений или промоанимаций за короткие промежутки времени. Отсюда и бизнес-ориентированность продукта.
Речь идет, во-первых, о записи действий на экране компьютера, что жизненно необходимо при создании обучающих и презентационных роликов, поставляемых вместе с программным обеспечением. Во-вторых, экспорт файлов из PowerPoint во Flash – опция пригодится тем, кто привык работать с программой от Microsoft, но желает улучшить качество своих презентаций. В-третьих, на помощь при создании очередного проекта придут многочисленные шаблоны, генераторы эффектов, собственный анимационный движок, который позволяет настраивать несколько сот готовых анимаций под личные нужды.
Пакет для создания анимаций Moho производства Lost Marble уже давно стал в какой-то мере легендарным. Эта программа сегодня очень популярна в мире профессиональной и любительской flash-анимации, и не зря: за не самую высокую цену пользователь получает в свое распоряжение такой могучий инструментарий, который позволит выполнять работу целой группы специалистов в одиночку.
Творчество в Moho начинается с векторного рисования (или импорта векторных или растровых изображений); для этих целей имеется набор функций и полезных атрибутов вроде слоев или кистей. Затем наступает черед самого интересного – костей. Да, именно костей: Moho использует хорошо знакомую по 3D-анимациям скелетную систему взаимодействия с объектом или персонажем.
Еще большие просторы открываются, если обратиться к встроенной возможности Moho работать с 3D-объектами: таким образом, можно импортировать в программу графику в популярном формате OBJ и затем использовать ее в качестве персонажей или обстановки.
Разработчики этого пакета, по всей видимости, попытались совместить достоинства двух предыдущих программ; я, разумеется, говорю не о копировании функционала Moho и Wildpresenter, а об ориентированности KoolMoves и на аниматоров, и на тех, кому нужны быстрые и качественные презентации.
Пользователям предлагается воспользоваться просто-таки огромным количеством встроенных эффектов, элементов интерфейса, интерактивных объектов, текстовых шаблонов и несколькими мастерами создания проектов (слайд-шоу, баннеры и т. д.). Кроме этого, с KoolMoves пользователь может анимировать своих персонажей с помощью все тех же костей.
Этот редактор считается самым лучшим на сегодняшний день среди альтернативных средств для разработки на Action Script. Сразу стоит отметить, что его возможности ограничиваются лишь редактированием исходных кодов; инструментария для создания анимаций тут нет, да они, впрочем, и не нужны.
Кратко о функциях:
Открытость исходных кодов FlashDevelop также будет полезна, если вдруг потребуется расширение и без того немалых возможностей продукта. Кроме того, на официальном сайте можно найти увесистое количество готовых расширений и дополнений.
Но и на проигрывателях с редакторами дело не ограничивается: существует еще несколько технологий, достаточно тесно связанных с Flash. Они также могут прийтись ко двору.
Собственно говоря, это язык программирования. Проекты, написанные на нем, могут компилироваться в несколько различных веб-форматов, одним из которых и является Flash. haXe определенно имеет массу преимуществ, но в то же время не лишен и ряда недостатков. Рассматривать их в рамках настоящей статьи мы не будем, ибо технология действительно интересная и настоятельно рекомендуется к самостоятельному изучению, благо информации хватает.
Могу лишь отметить, что haXe language имеет более мощную структуру языка по сравнению с Action Script 2, включающую удобные механизмы создания и использования классов, продвинутую систему типов и множество дополнительных функций, встроенных в ядро заранее. Однако не следует видеть в haXe панацею: проект этот еще очень молод и одновременно подходит лишь для достаточно узкого спектра задач.
Любопытнейший проект, суть которого - процессинг swf-данных в XML и обратно. Использовать swfmill рекомендуется для составления библиотек изображений, аудиофайлов и swf-компонентов. Делается это очень просто.
Motion-Twin Action Script 2 Compiler - это первый в мире альтернативный компилятор swf-файлов, созданный французской компанией Motion Twin, которая, кстати, стоит и за haXe language. Главное его достоинство - потрясающая производительность, которая стоит на порядок выше, чем у официального аналога. Правда, его возможности ограничиваются лишь компиляцией кодов на Action Script 2, а поддержки третьей версии не будет точно. По крайней мере, так утверждают разработчики.
Подводя итог, лишь упомяну еще один неплохой проект - Open Source Flash, - который может считаться отправной точкой для тех, кто хочет подробнее изучить мир альтернативных инструментов и технологий для платформы Flash.
Автор: Анатолий Крысов