Есть ли будущее у Hi-Fi?

2007-03-12, Автор - Ленар Хайруллин; [2323]
Термин "Hi-Fi" за последние годы заметно дискредитировал себя. Причина этого кроется не столько в широком распространение массовой аудиотехники посредственного качества, которую недобросовестные производители громко именуют "хайфайной", сколько в утрате общепризнанного представления о том, что следует считать "высокой верностью звучания".

В самом деле: зачем покупать дорогую аппаратуру, если "лицензионный" CD с записью модной поп-группы отличается от пиратских MP3 практически лишь ценой и буклетом, а FM-радиостанции, похоже, окончательно и бесповоротно перешли на вещание музыки исключительно в сжатых форматах. Какая может быть речь о "хай-фае", если подавляющее большинство новых записей изначально загублено мастерингом с чудовищной компрессией динамического диапазона, а нормальные качественные записи стали штучным элитарным товаром? Общий уровень качества звучания бытовой аудиоаппаратуры, как ни странно, неуклонно снижается, и эту деградацию не в силах замаскировать ни многоканальные системы, ни DSP, "улучшающие" звучание заведомо ущербных с точки зрения звука форматов вроде MP3, ни супермногоформатные проигрыватели, на которых SACD звучит хуже, чем обычный компакт-диск на качественном CD-плеере.

Конечно, мне обязательно возразят, что зато с появлением новых форматов всю музыкальную коллекцию можно уместить в кармане, а разницы между CD и MP3 большая часть слушателей просто не слышит. Что касается коллекции в кармане, то безусловных достоинств в этом я не вижу. Наверное, с одной стороны, это неплохо, что музыка избавляется от каких-то чисто материальных привязок, существуя в некоем виртуальном виде двоичного кода, с лёгкостью переносимого с одного винчестера на другой. Однако вместе с тем уходит в прошлое подача музыки как материального артефакта, а с ней - и концептуальная целостность оформления пластинки и того, что записано на этой пластинке. Дизайн обложки, буклет, иллюстрации в нём - всё это обладает чрезвычайно сильным эстетическим воздействием. Неслучайно владельцы коллекций грампластинок до сих пор не могут привыкнуть к маленьким вкладышам к CD - они просто ничтожно малы в сравнении с конвертами для "винила", некоторые из которых можно было часами разглядывать и даже использовать в качестве картин, украшающих комнату. Цифровые пластинки, которые многие по привычке именуют "альбомами", уже давно не альбомы, а сборники отдельных песен, в лучшем случае, запакованные в маленькую коробочку.

То, что люди не слышат разницу между CD и MP3 - факт прискорбный, но это вовсе не причина, а следствие. Следствие воспитания слуха на низкокачественных записях и низкокачественной аппаратуре. Хорошая стереосистема даже человеку, бесконечно далёкому от заболевания, именуемого аудиофилией, даёт понять всю несостоятельность того же MP3 в качестве формата для хранения и прослушивания музыки. Многие уже забыли, что MP3 создавался для потокового передачи звука через интернет, и там ему самое место. Никто не ждёт качественного звука от, например, средневолнового радиовещания или динамика мобильного телефона, но они имеют право на жизнь, поскольку занимают свою ёмкую нишу. MP3 в качестве универсального аудиоформата права на жизнь не имеет. Приверженность ему лишь маскирует беспомощность звукорежиссёров и конструкторов аудиотехники.

Сегодня, когда ёмкость памяти компактных плееров уже измеряется десятками гигабайт, нет решительно никакой объективной причины продолжать использовать сжатые аудиоформаты с потерей качества. Даже потенциал банального CD с несовременными параметрами 16 бит/44100 Гц ещё далеко не исчерпан, о чём свидетельствуют всё новые модели CD-проигрывателей высшего класса. Однако, отказавшись от ущербных форматов, производителям придётся отказаться и от привычных комплектующих - копеечных микросхем и дешёвых трансформаторов, миллионами штампуемых на многочисленных китайских заводах. Самозванцам придётся отказаться от гордого звания звукорежиссёра, а настоящие профессионалы смогут воспитывать достойную смену. Человек быстро привыкает к хорошему, и ему уже нельзя будет подсунуть "модные" плееры, звучащие хуже, чем самодельный радиоприёмник тридцатых годов XX века.

К сожалению, воспитание слуха - дело не одного дня и не одного года. Более того, даже на самой великолепной аппаратуре невозможно воспитать хороший слух - без посещения "живых" концертов никак не обойтись, иначе с чем же сравнивать звучание того или иного аппарата? Здесь мы приближаемся к пониманию того, почему термин "Hi-Fi" сегодня почти полностью утратил своё смысловое наполнение. Всё дело в том, что этот термин, который, кстати, имеет вполне определённое формальное описание в немецком стандарте DIN 45500 от 1973 года с рядом последующих дополнений и изменений, означает именно максимальную приближённость воспроизводимой аудиосистемой музыки к её "живому" исполнению. Если нет "живого" исполнения, то нет и критерия оценки. С чем нам сравнивать музыку, сгенерированную в недрах синтезатора? Или "голос" безголосого "певца", сделанный в компьютерной студии?

Давно пора честно признать, что в применении к электронной, да и вообще "электрической" музыке просто не существует понятия "высокой верности звучания". Есть лишь идея звукорежиссёра, реализованная с той или иной долей профессионализма и убедительности. К сожалению, профессионализма в последние годы становится всё меньше и меньше, что особенно заметно на современных записях классической музыки, где нужны знания и опыт. Здесь художнику недостаточно сказать "я так вижу", а надо ещё и уметь рисовать.

Выходит, записи классической музыки - единственное прибежище Hi-Fi? Да, именно так. Но плохо ли это? Не думаю. К счастью, пока в мире существуют вечные эстетические ценности, нам будет, с чем сравнивать всё остальное.

Автор: Олег Нечай

Комментарии:
Последние комментарии на сайте:
Поделиться в социальных сетях:


Обзор Cablexpert CC-USB2-AMLM2-1M. Недор...
Обзор Cablexpert CC-USB2-AMLM2-1M. НедорВступление Начну с того, что если вы пользуетесь любой техникой Apple, за исключением ноутбуков...
Обзор BingHan Garden. Шикарная "три-в-ря...
Обзор BingHan Garden. Шикарная Казуальные игры - дело весьма рискованное. Дело в том, что когда создаешь игру такого уровня, то нужно ли...
Предварительный обзор Smartisan Nut Pro ...
Предварительный обзор Smartisan Nut Pro Иногда малоизвестные компании показывают решения, которые явно заслуживают внимания пользователей. Наприм...
Обзор Sleep Cycle. Настраиваем свой сон...
Обзор Sleep Cycle. Настраиваем свой сонСон - весьма важная составляющая нашей жизни и от качества и продолжительности вашего сна будет зависеть ...
Предварительный обзор Panasonic Lumix DC...
Предварительный обзор Panasonic Lumix DCРелиз камеры Panasonic Lumix DC-G9 получил далеко не таким веселым, как ожидали разработчики, мне так каж...
Обзор Star Wars: Battlefront II. Во всей...
Обзор Star Wars: Battlefront II. Во всейВступление Мне очень трудно оценивать игру объективно, так как я большой фанат «Звездных войн» ...
Предварительный обзор Nokia Steel. Обнов...
Предварительный обзор Nokia Steel. ОбновНикогда бы не подумал, что в сети серьезно будут обсуждать новые умные часы компании Nokia. Однако, совре...
Обзор Destiny 2. Заявка на "Шутер года"...
Обзор Destiny 2. Заявка на Вступление Первая часть игры Destiny игрокам понравилась, но было ощущение, что некоторые момен...
Предварительный обзор Razer Tartarus V2....
Предварительный обзор Razer Tartarus V2.Стоит сразу отметить, что Razer Tartarus V2 - девайс далеко не для всех и не каждый покупатель из числа г...
Обзор Афиша-Еда. Готовим вкусно...
Обзор Афиша-Еда. Готовим вкусноСтоит сразу отметить, что приложение будет интересно далеко не всем - если вы не готовите вообще и это де...
Предварительный обзор LucidSound LS25 eS...
Предварительный обзор LucidSound LS25 eSВ последнее время стало модно все делать для киберспорта - мониторы, игровая периферия, кресла даже. Все ...
Xiaomi Mi Mix 2 официально представлен в...
Xiaomi Mi Mix 2 официально представлен в9 ноября в Москве состоялась российская презентация Xiaomi Mi Mix 2. Это уже второе поколение безработно...
МегаОбзор
МегаОбзор
MegaObzor в социальных сетях:
Яндекс.Метрика
2006-2017 © MegaObzor