Введение.
В данной статье хотелось бы остановиться на работах великого мастера живописи первой половины девятнадцатого века, которого заслуженно считают основателем бытового жанра русской живописи, - Алексея Гавриловича Венецианова.Алексея Гавриловича Венецианова не без оснований считают мастером жанровой сцены, основателем собственной - Венециановской школы русской живописи.
В своих работах мастер довольно большое внимание уделил обыденной бытовой жизни крестьян той эпохи, именно данная простота сюжетов привела к тому, что картины венецианова востребованы во многих выставках всего мира.
Венецианов - художник первой половины 19 века.
Алексей Гавриловича Венецианов родился 7 февраля по новому или 18 февраля по старому календарю 80 года восемнадцатого века. Семья Венециановых жила скромно. Отец был купцом греческого происхождения. Работал он землямером и параллельно продавал плодовые саженцы. По не подтвержденным данным он продавал и картины, что побудило в молодом Алексее интерес к живописи. Отец имел греческое происхождение, мать русской. Сам Венецианов родился в одном из домов Москвы, поэтому его можно считать исконно русским художником.
Первые уроки живописи Алексей Гаврилович получал в местном частном пансионе города Москвы, куда в свое время его пристроил отец. В двадцати семи летнем возрасте Венецианов переезжает в Петербург, где начинает свою работу под руководством Владимира Лукича Боровиковского, который к тому времени уже был известным русским художником. Венецианов увлекся портретом, - одним из популярных направлений начала девятнадцатого века. При этом он копирует различные работы мастеров представленные в Эрмитаже и создает свои первые работы в виде портретов четы Бибиковых.
Через три года усердной работы под руководством Боровиковского, Венецианов встает на свой профессиональный путь. И через год, в 11 году девятнадцатого века, русской интеллигенции была представлена его первая картина "Автопортрет", а через полгода была завершена работа над картиной "Портрет К. И. Головачевского, инспектора Академии художеств, с тремя воспитанниками Академии", которая получает лестные отзывы критиков и Венецианов получает звание академика. Среди представленных работ годом позже, нельзя не отметить портрет философа, генерал-майора М.А. Фонвизина.
В этом же, 12-м году девятнадцатого века, начинается отечественная война между Россией и Францией, что не могло не отразиться на творчестве Венецианова. Алексей Гаврилович создает несколько картин-карикатур в которых изображает представителей подданных Наполеона. Были и работы, в которых он высмеивал российское общество за французоманию, распространенную в слоях общества того времени. Среди картин данной тематики можно отметить "Французское воспитание", "Французский парикмахер". Влияние работ Венецианова того времени, прослеживается в работах многих мастеров девятнадцатого века. Например, картины максимилиана волошина имеют некоторые черты школы венецианова. Но сам Алексей Гаврилович понимал, что портрет - это не его стиль и он постепенно отказывается от него в пользу бытового жанра. На одной из картин Венецианова была найдена пометка о том, что в 23 году девятнадцатого века Венецианов оставляет портретную живопись. В дальнейшем Алексей Гаврилович создает несколько портретов, но их успех был не сопоставим с успехом картин бытового жанра.
К моменту отказа от портретной тематики, Венецианов уже переселился в имение в Тверской губернии, где он и начинал свою работу над новым жанром. В своих картинах Алексей Гаврилович старался передать реалистичность происходящего, что ярко проявилось в его первых работах "Жница", "Чистка свеклы". Не может пройти Венецианов и крестьянской тематики. Серию картин с изображением быта крестьян Венецианов начинает с трех летней работой над картиной "Гумно", затем которое признается шедевром бытового жанра.
Во время работы над своей новой серией картин, Венецианов организовывает художественную школу в тверской губернии, которую посещали все молодые дарования губернии. В школе были и платная и бесплатная форма обучения. Деньги на безвозмездное обучение молодых дарований Венецианов зарабатывал сам, в частности вся сумма, полученная за картину "Гумно", была потрачена на воспитанников школы.
Уже в свои пятьдесят лет Венецианов представляет публике свои три шедевра - "Дети в поле", "На пашне. Весна", "На жатве. Лето". Все три работы были представлены на крупнейших выставках мира. После смерти мастера, все три шедевра представила Третьяковская галерея, на которой были представлены картины Венецианова и живопись бориса кустодиева, - молодого мастера второй половины девятнадцатого-начала двадцатого века.
Но данная тематика не могла восторженно была воспринята ни государством, в котором жил Венецианов, ни академией - академиком, которой он являлся. В течение нескольких лет, Венецианов хотел получить должность преподавателя в Академии, но все время получал отказ, что многие связывали "с тяготением к народу".
Не смотря на это, Венецианов продолжает свою активную работу и в течение 40-х годов девятнадцатого столетия создает такие свои шедевры, как "Спящая девушка", "Девушка с гармоникой", "Крестьянская девушка за вышиванием", "Гадание на картах".
Творческий путь мастера оборвала трагедия, произошедшая 4 декабря по новому или 16 декабря по старому календарю 1847 года, в Тверской губернии. Во время поездки под Тверью кучер выпал в сугроб, а лошади экипажа потеряли всякий контроль. При попытке взять вожжи в свои руки - Венецианова отбросило на обочину, - что оборвало путь великого мастера бытового жанра.
Статью подготовил FireAiD специально для Mega Obzor.