Введение.
Каждый мечтает иметь у себя дома современный игровой компьютер. Самое главное требование к такому компьютеру - это чтоб любая новая игра спокойно запускалась на ней на приемлемых параметрах. У некоторых пользователей другая точка зрения на игровые компьютеры, - по их мнению, на игровом компьютере современные игры должны запускаться на самых предельных настройках. Но в моем понимании - это будет уже не игровой компьютер, а топовый.
При этом для себя надо четко представлять, что под словом новая игра - я понимаю не игры на деньги в Интернете, а современные игры, которые поставляются на одном и двух DVD дисках с хорошей графикой.
Немного истории.
Первые компьютеры, основанные на процессорах Intel, не имели видеокарты как таковой, - у них имелась встроенная в чип материнской платы графическая поддержка. Для нее же на материнской плате распаивался чип памяти на 128 или 256 кбайт, которая и служила видеопамятью. Требования операционной системы того времени - DOS были по большей части не графической системе, а к оперативной памяти и типу процессора. Первые версии MS Windows не нашли широкой поддержки от пользователей, - так как ее графические возможности были в разы хуже текстовой оболочки Norton Commander. Для компьютеров того времени создавались различные игры. Например, популярная по сегодняшние дни игра Arkonoid практически не использовала графические возможности тогдашних компьютеров - она работала в текстовом режиме. Именно благодаря этому, компьютеры на базе Macintosh от Apple и имели широчайшую популярность, так как они развивались по пути развития графической подсистемы, а не процессора.
Но дальнейшее развитие компьютерной индустрии не могло мериться со слабой производительностью графической подсистемы. Вследствие чего в процессоры начинают интегрироваться различные доработки для ускорения графики. Среди них можно отметить пресловутые сопроцессоры и технологии MMX. При этом стоимость процессора без поддержки MMX было практически на 50% ниже, нежели стоимость процессора с технологией MMX. Разница в производительности была резко заметна именно в графических приложениях, а в остальных все оставалось на прежних уровнях.
В эту же эпоху появляется одна из первых достойных графических операционных систем Windows 95, особенностью, которой является полностью графический пользовательский интерфейс с обратной совместимостью ОС MS-DOS. Понимая, что за графической системой будущее на рынке появляются производители, которые начинают выпускать ускорители графической системы в виде отдельных плат расширения. Хотя и без данных плат расширения каждый пользователь Windows 95 мог спокойно сыграть в преферанс без каких-либо ограничений.
Первопроходцами среди данных плат были платы Voodoo, которые были довольно популярны среди пользователей и устанавливались в обычный PCI слот. Данные платы брали на себя только часть графических задач, о полной передачи функции еще не шло и речи. Дальнейшее развитие графических систем привело к тому, что был создан отдельный процессор, который взял на себя всю графическую обработку. С этих пор обязательным атрибутом игрового компьютера стала видеокарта. При этом видеокарта практически не участвовала при игре в покер, так как с этой задачей вполне справлялся центральный процессор, но более серьезные графические игры уже нагружали видеокарту.
В один из моментов развития построения видеокарт, настал момент, когда производительность графической подсистемы достигла таких объемом, что пропускной способности PCI слота стало не хватать. Специально для графической подсистемы создается порт AGP. Первый порт AGP имел скорость 2x, что означало в два раза выше скорость по сравнению с PCI слотом. В данных слотах трудились известные многим топовые видеокарты прошлого Riva TNT, которые позволяли играть в такие игры, как NFS, Starcraft и другие.
В дальнейшем, ничего принципиального на рынке графических систем не происходило. Все шло своим чередом - создавались новые видеокарты, старые списывались. Порт AGP 2x был полностью упразднен и заменен портом AGP 4x. Ни о какой обратной совместимости говорить не приходилось. В туже пору появляются видеокарты серии GeForce, которые начинают активно использовать возможности данного порта.
Буквально через год, пропускной способности AGP 4x порта попросту стало не хватать. Создается порт AGP 8x, который делается обратно совместимым с портом AGP 4x. Что наложило некоторые ограничения на порт, в частности на максимальную потребляемую мощность видеокарты.
Дальнейшее развитие видеокарт приводило к тому, что вместе с производительностью видеокарт начала несоизмеримо производительности возрастать потребляемый объем электричества. Это привело к тому, что производители начали устанавливать множество коннекторов для дополнительного питания видеокарты. Все это происходило недавно, - буквально три года назад, когда начали набирать популярность online игры. Вспоминаются видеокарты серии GeForce 6800 AGP 8x, которые были произведены компанией ASUS. Их особенностью был тот факт, что если видеокарту вытащить из слота видеокарты и подключить конектор дополнительного питания, то после нажатия кнопки Power - она сгорала клубками черного дыма. Все тогда "благодарили" компанию ASUS за индивидуальный дизайн плат.
Дальнейшее развитие привело к тому, что появились слоты для видеокарт PCI-Exp 16x, которые имеют довольно высокую пропускную способность, которой хватает и по сей день. Относительно недавно, данный слот был заменен на слот PCI-Exp 16x 2.0, который намного увеличил верхнею границу потребляемого электричества для видеокарт. Но это было ни к чему, так как слот остался обратно совместимым с PCI-Exp 16x, поэтому производители видеокарт были вынуждены продолжать оснащать видеокарты коннекторами дополнительного питания.
Современные игровые компьютеры имеют порядка трех видеокарт установленные в слоты PCI-Exp 16x 2.0. Именно данные системы позволяют с комфортом играть практически во все современные игры.