Игры обладают способностью превращать даже скучные и трудные задачи в веселые и интересные. Они занимают игроков, вместо того чтобы вызвать у них сонливость и делают обучение легче через непосредственное действие и эксперименты.
Игра Light-Bot, которая начала свою жизнь как веб-приложение, а теперь доступна для устройств под управлением ОС Android, служит блестящим тому примером. Она обучает пользователей азам программирования.
Учиться программной логике придется через управление маленьким серым роботом, которого нужно направлять через уровни, прописывая пошаговые инструкции к его перемещению. Задача робота – пройти путь и включить все лампочки, которые есть на определенном уровне. В отличие от обычных игр, управление роботом осуществляется не непосредственными одновременными нажатиями, а предварительной инструкцией, в противном случае он будет стоять неподвижно.
Уровни представляют собой сетки из квадратов, размером 8 на 8, где синие деления обозначают выключенный свет. Большинство уровней имеют также возвышения, на которые нужно будет подняться, но робот всегда стартует с нижнего этажа. Для программирования доступны семь видов инструкций: вперед, повернуть влево, повернуть вправо, прыгнуть, переключить свет, ввести первую функцию, ввести вторую функцию. Используя их комбинации, нужно преодолеть комбинации сложной головоломки. Игрок получает большее количество очков, если решает головоломку меньшим количеством шагов, также есть ограничения на максимальное количество инструкций.
Проявляя сообразительность, можно довольно просто пройти первые несколько уровней, но дальше Light-Bot заставляет напрячься. Чем дальше, тем сложнее миссии, требующие развитого абстрактного мышления и использования повторяющихся функций. Что это значит? Например, в программировании, чтобы сэкономить время, используются повторяющиеся блоки инструкций, которые ускоряют процесс действия программ. В Light-Bot применяется тот же принцип – если что-то может быть использовано повторно, то решение головоломки легко сокращается еще на один шаг.
Таким образом, игра поощряет мышление, награждая за достижение результата с помощью меньшего количества инструкций. Более того, нужно будет использовать абстракции довольно высокого уровня, а также модульные решения, но это уже из области настоящего программирования, и понять эти принципы, наверное, проще через сам процесс игры.
Большинство миссий можно решить методом проб и ошибок, и на определенном этапе незаменимую помощь окажут обыкновенный листок бумаги и карандаш. Ведь любая игровая задача в Light-Bot требует развитых навыков пространственного мышления.
Также в приложении доступен редактор уровней, позволяющий игрокам создавать свои головоломки, проявляя самые смелые творческие идеи.
Несмотря на сложность, Light-Bot является отличным и веселым введением в мир программирования. Простой интерфейс, привлекательный минималистский дизайн, запутанные головоломки – все это в сочетании дает интереснейшую игру, которая понравится всем любителям загадок.