Игра Max Payne – компьютерная стрелялка от третьего лица, выпущенная финскими разработчиками впервые в 2001 году. Почти сразу после выхода игра была портирована на множество платформ, как консольных, так и настольных. Наконец, в 2012 состоялась премьера игры для Android устройств.
В пространстве игры вы проживете три дня в шкуре агента отдела по борьбе со сбытом наркотиков, которого зовут Макс Пейн. Имя героя созвучно с английским выражением, обозначающим максимальную интенсивность боли. Преданный, подставленный, обвиненный в убийстве своего напарника, он вынужден скрываться от полиции. Скитаясь в мрачной атмосфере фильма корейского режиссера Джона Ву, он неожиданно выходит на след преступной группировки, уничтожившей некогда его семью. Отныне им движет только месть.
Именно в Max Payne впервые появился так называемый эффект «bullet time», когда время действия замедляется до такой степени, что полет пули становится виден глазу. Позже изобретение этого эффекта приписывалось создателям «Матрицы», но разработка игры была начата раньше съемок пресловутого фильма, и, видимо, братья Вачовски сами позаимствовали этот эффект, как, впрочем, и многое другое в своем постмодернистском шедевре. В последствие разработчики игры добавили в геймплей многочисленные иллюзии на этот популярный блокбастер, в частности, «Убийцы в костюмах» весьма напоминают агентов из «Матрицы».
В целом атмосфера игры пропитана духом фильмов в жанре нуар, снимавшихся в США во время и сразу после второй мировой войны. В игре нет мультиплеера, все действия сфокусированы на одиночной игре. Одинокий герой, которым движет только месть, парадоксален и отстранен, с одной стороны стремясь к смерти, он вынужден выживать любой ценой в острейших ситуациях, комментируя свое мрачное мировидение краткими метафорическими желчными максимами. Здесь воспроизводится ситуация фильмов в жанре нуар, когда герой сливается с антигероем в крайнем цинизме и пессимизме своих взглядов на мир человеческих отношений и морали.
Вся игровая ситуация в игре вращается вокруг эффекта «bullet time», его в полной мере можно назвать точкой сборки игрового действия и пространства. Дело в том, что главный герой игры оказывается наименее живучим из всех персонажей. И его единственный способ выжить при перестрелке это замедление времени, когда герой уклоняется от пуль, отпрыгивая в сторону, одновременно стреляя.
Интересно, что большинство названий в игре связано со скандинавской мифологией. Ошибочно считалось, что это связано с родиной первых разработчиков игры – Финляндией, но финская мифология, несмотря на географическую близость, существенно отличается от скандинавских, и не имеет с оными никаких пересечений. Сюжет игры достаточно линеен – Макс Пейн шагает по трупам своих врагов по мрачному ночному криминальному Нью-Йорку к верхушке преступной корпорации, названной по имени древних скандинавских богов асов «Эйзир корпорейшн»: именно они, изобретатели и производители страшного наркотика «Валькирин», превращающего человека в неистового берсерка, виновны в гибели его семьи.