Спустя 6 лет после успеха фэнтезийной картины Тима Бёртона «Алиса в Стране Чудес» на экраны выходит сиквел «Алиса в Зазеркалье» по мотивам, соответсвенно, второй книги Льюиса Кэрролла. На этот раз строптивую девушку ожидает нелёгкая борьба за собственный бизнес и ответственная миссия по спасению Шляпника от фатальной хандры.
Бёртоновская «Алиса в Стране Чудес» (2010) стала весьма своеобразным переосмыслением литературной классики: сумасбродным, эксцентричным, эпатирующим и даже немного жутковатым. Героиня в исполнении Мии Васиковски предстала уже не маленькой девочкой, но вполне взрослой девушкой, которая попадает в мир своих детских грёз и с удивлением обнаруживает, что, вроде как, всё взаправду. Отзывы о картине получились неоднозначными: с одной стороны, красиво, ярко, самобытно (2 «Оскара» дали), с другой — несколько неуютно от того, что детство закончилось и у Алисы даже подразумевается роман с Сумасшедшим Шляпником!
Студия Disney думала долго, но всё-таки решилась на продолжение: как-никак фильм собрал в мировом прокате больше $1 млрд.! Однако теперь знаменитый мэтр оставил режиссёрское кресло, переместившись на должность продюсера. Вместо Бёртона у руля встал менее опытный британец Джеймс Бобин (тут так и хочется ехидно срифмовать «Бобин-Барабек»), которого можно отметить, разве что, за работу над «Али Джи шоу» и постановку полнометражных «Маппетов». Всё-таки «чужая» рука ощущается: в задачу преемника явно входила чёткая директива — максимально точно повторять стиль первой части. И хотя курс, заданный предшественником, сиквел сохранил, но былую динамичность и лёгкость, свойственную оригиналу, ощутимо подрастерял. Согласитесь, в творческом труде копировать куда сложнее, чем создавать своё.
После возвращения из Подземья и скандального отказа выйти замуж за богатого, но глупого и, откровенно, мерзкого Хэмиша, наследника влиятельного рода Эскотов, Алиса Кингсли решилась на отчаянное (особенно для девушки Викторианской эпохи) предприятие — возглавить торговую экспедицию в Китай. Победа над общественным мнением и обстоятельствами казалась абсолютной, а от перспектив кружилась голова.
3 года спустя Алиса, повзрослевшая и повидавшая мир, возвращается в Лондон и сразу привлекает к себе внимание общества: дерзкая девчонка-капитан в туземном китайском платье с совершенно дикими планами и амбициями... Немыслимо! Мисс Кингсли, однако, намерена продолжать продвижение вглубь Востока и намерена «выбить» финансирование и поддержку. Но тут появляется злопамятный Хэмиш (Лео Билл), который, хоть и давно женат, не может отказать себе в удовольствии отомстить экс-невесте: порывшись в семейных бумагах, он находит отличный способ отнять у Алисы её дело, — теперь она должна либо отписать ему корабль, оставшийся от отца, либо лишиться родового гнезда, оставив мать (Линдси Дункан) без крова.
Как поступить? Подчиниться воле благовоспитанной родительницы, которая настоятельно советует отказаться от безумной мечты и стать наконец «правильной» девушкой, или гнуть свою линию, поставив на карту спокойствие и благополучие близких? Правда, у Алисы всегда есть запасной вариант: в любой непонятной ситуации беги в Страну Чудес! Тем более, нынче её там особенно ждут: Безумный Шляпник (Джонни Депп) умирает от тоски. Превратившийся в бабочку Абсолем (Алан Рикман) ведёт Алису через зеркало в родное и любимое Подземье.
Старина Террант из рода Цилиндров, более известный нам как Шляпник, почему-то уцепился за дикую надежду, что его семья не погибла от лап Бармаглота. Навязчивая мечта повидаться с близкими убивает несчастного. Алиса готова на всё, чтобы спасти друга. Белая Королева Мирана (Энн Хэтэуэй) советует просить помощи у Времени (Саша Барон Коэн): тот хранит могущественный артефакт, который позволит попасть в прошлое.
Безусловно, вновь очутиться в завораживающем мире Страны Чудес и встретиться со знакомыми и, главное, столь обаятельными персонажами — приятно. Алиса не изменяет себе: с энтузиазмом бунтует, ломает стереотипы и отстаивает право распоряжаться своей жизнью по собственному усмотрению. Когда безвыходная ситуация настигает её в нашем мире, Подземье услужливо предоставляет возможность реабилитироваться и расставить приоритеты. Однако первый ностальгический восторг несколько остужает эпизод с болезнью Шляпника: этот некогда по-правильному безумный герой вдруг превращается в капризного ребёнка, который истерит и весьма то манипулирует Алисой, давя на чувство вины и самолюбие.
Оглядываясь вокруг, понимаешь, что и остальные герои-«старички» постепенно начинают раздражать: одни и те же заученные «ужимки и прыжки», которые актёры вяло повторяют, видать, сверяясь с должностной инструкцией. Выравнивается ситуация только когда на экране появляется, пожалуй, главная находка картины — Саша Барон Коэн, исполнивший роль Времени. Этот персонаж не только моментально оживляет ситуацию, но и прекрасно вписывается в ленту. Кстати, у актёра обширные связи с прочими участниками проекта: так, с режиссёром он сотрудничал в начале нулевых на «Али Джи шоу», с Джонни Деппом сыграл в мюзикле Тима Бёртона (продюсера этого фильма) «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» (2007), а с Хеленой Бонем Картер исполнил чудесный дуэт в мюзикле «Отверженные» (2012).
Вновь появляется на экране и поверженная злодейка из первой части, Красная Королева Ирацибета (Хелена Бонэм Картер). Её присутствие поначалу немного огорчает: всё те же набившие оскомину гримасы, вопли «Голову с плеч» и истерики по любому поводу. Зрительский интерес, похоже, движется по синусоиде: вновь заинтересовать зал удаётся с помощью прелюбопытнейшего «вброса»: мол, на самом деле огромная голова, главная беда Ирацибеты, вовсе не врождённый порок! Более того, в этой тёмной истории замешена непогрешимая милашка Мирана...
Картине всё-таки удаётся выдать более-менее приличную интригу: сюжет вертится вокруг прошлого Шляпника и сестёр Мрамореальских, чьи судьбы когда-то трагически переплелись. Опять же, периодически всплывают подозрения, что актёры несколько утомлённо и механически повторяют наработки с прошлого раза, не особенно заморачиваясь над тем, чтобы показать какую-то внутреннюю работу, развитие персонажей. Или за тонной грима не видно?.. Повторимся, выделяется тут только новичок-Коэн.
Спецэффектов и сумасшедшей графики в этом фильм больше и она, понятное дело, масштабнее и «жирнее»: смотреть приятно, особенно в 3D. Что касается знаменитых каламбуров и цитат, благодаря которым прославилась дилогия Кэрролла, тут сценаристы вынуждены выдумывать новые — в соответствии с совершенно новым сюжетом. «Зачотных» цитат в этой части на порядок меньше, в народ уйти рискует разве что «Мне можно, я сумасшедшая!» Зато в сценарий заботливо включили некоторые моменты, которые объяснят события первой части, вроде того, почему же у безумной компании на часах всегда без минуты пора пить чай.
К финалу картина опять немного проседает: все вдруг радостно спихивают всю ответственность за спасение всей Волшебной Страны на Алису. Хэппи-энд притягивают за уши резким рывком: мол, и так сойдёт. Все счастливы. Слезливое прощание. Занавес. Но как-то обидно становится за Алису: ей вечно достаётся решать проблемы Подземья, а вот тортика поесть за чайным столом — фигушки. Несправедливо как-то.
Впечатление от картины, откровенно говоря, неровное: где-то проседает, где-то вытягивает. Смотреть можно, но, как сказал Время Алисе, «лучше нам больше не встречаться». Если сиквел всё-таки кое-как , с дрожью в ногах, вынес груз ответственности за честь оригинала, у триквела нет никаких шансов. Да и повода тоже.
720" height="405"
• В кино с 26 мая
• Жанр: фэнтези, приключения, семейный
• Режиссёр— Джеймс Бобин
• Сценарий: Линда Вулвертон, Льюис Кэрролл
• В главных ролях: Миа Васиковска, Джонни Депп, Энн Хэтэуэй, Хелена Бонем Картер, Алан Рикман, Ричард Армитедж, Саша Барон Коэн, Майкл Шин, Эндрю Скотт, Рис Иванс