Игра тестировалась на следующей конфигурации: A64 2800+, 512Mb, AGP 128Mb GF 6600GT. На разрешении 1024x768 (с минимальными настройками графики) fps практически не поднимался выше приемлемых 24 (ситуацию усугубляли динамичные сцены). Для игры без успокоительных медикаментов необходимо иметь более мощную конфигурацию.
В игре четыре режима: произвольная битва (место и войска генерируются), битва с настройками пользователя, знаменитое сражение (с жёстко заданными условиями) и кампания. Первые три режима для тех, кто в душе полководец, а не император - кто не хочет обременять себя проблемами политики. Возможность тончайшей настройки места сражения, состава войск и их расположения перед битвой, понравится игроку, разбирающему в военном деле.
Кампания – это уже задачка для тех, кто уже хоть что-то смыслит в политике и знает, как завоевать мир. Первым делом, игрок выбирает страну, которую он приведёт к победе (это может быть Англия, Римская империя, Франция, Русь и многие другие) и цель игры – захватить и удержать 15 или 45 провинций. При этом чаще всего захватить необходимо ближайших врагов, а не ту страну, которую вздумается компьютеру.
В кампании игроку придётся решать вопросы о сотрудничестве с другими странами. И первой ошибкой будет лояльное отношение к союзникам. Несмотря на, казалось бы, обещанный мир, компьютер не прочь при любом удобном случае увеличить свои земельные владения за счет ваших территорий, оставленных без присмотра. Так что надо не только уметь захватывать, но и уметь удержать завоёванное.
Конечно, помимо политики меча и щита, есть ещё и мирная политика. Например, что бы получить нового союзника, можно попытаться отдать дочь короля за чужеродного принца. Как говорится, на войне и в любви все средства хороши, особенно если цели стоят значимые. Политика становится более важной с учетом того, что новые войска появляются через определённое время, поэтому о бесконечной армии даже при наличии средств можно и не мечтать.
После захвата очередного поселения игрок должен выбрать судьбу его дальнейшего развития – будет там город или крепость. Город улучшит материальное состояние, а крепость предоставит игроку в будущем сильные войска. Кстати, сражения могут происходить и в автоматическом режиме, но результаты будут далеки от тех, которых можно достигнуть при личном командовании.
В игре очень много важных персон, такие как воры, торговцы, генералы и прочие и прочие. Но самый значимый из всех – Папа Римский. К его мнению прислушиваются все католические страны, а противоречие ему грозит отлучение от церкви и небольшую проблему, в виде армии крестоносцев. Так что вседозволенность так же не позволена в этой игре.
Отойдём от многогранной кампании, пора заострить внимание на самой главной стороне игры – сражениях. Все важные моменты, без которых не мыслима любая игра данного жанра, такие как: уникальные характеристики каждого типа войск, значение таких параметров, как усталость и настроение и прочие, присутствуют в игре в полной мере. Все опытные игроки знают, что конница с легкостью затопчет пеших воинов, но в лесистой местности менее эффективна. Все эти военные тонкости непосредственно влияют на тактику и исход битвы. Не знать их – значит быть обреченным на поражение.
Сражение становится более зрелищным, если на поле присутствует артиллерия или лучники. Даже просто наблюдать за их действиями - уже наслаждение, настолько правдоподобно поведение юнитов (например, когда готовят пушку к стрельбе). А что и говорить про те ситуации, когда отряд накрывает туча огненных стрел и горящие жертвы обстрела разбегаются в разные стороны. Одним словом – шикарно и правдоподобно.
Единственное, что удручает – штурмы. Почему-то они отличаются от простых сражений лишь тем, что надо захватить и удержать некоторое время центральную площадь. Никаких изысков, в отличие от старого доброго Stronghold 2, где открывались широчайшие возможности у защитника. Собственно, ИИ тоже не далеко ушёл – чувствуется, что разработчики в этом вопросе топчутся на месте. Плохо, хотя всё можно наверстать в следующих частях.
То, что я поведал вам – это лишь малая часть всех вкусностей. Остальные, как всегда, придётся открыть вам непосредственно при игре. Отмечу лишь, что прохождение кампании наполнено яркими и интересными событиями.
Графика, пожалуй, самая сильная сторона игры. Она значительно отличается от любой другой игры данного жанра. В первую очередь это проявляется в шикарной детализации юнитов, местности, реализации смены времени суток, а так же в игре свето-тени. Детализация действительно фантастическая, пожалуй, это действительно тот уровень графики, который соответствует реальным требованиям игроков.
Как всегда обратной стороной такого качества является высокая ресурсоёмкость. Владельцы не самых мощных компьютеров не смогут в полную меру насладиться работой дизайнеров. Но есть и ещё одна недоработка – это камера, которая при приближении/удалении сама меняет угол наклона. Нам не понятно, почему разработчики отказались от самого удобного варианта – когда угол наклона выбирается самостоятельно, ведь такая реализация камеры самая удобная и практичная для игрока. Тем не менее, графика достойна оценки в пять баллов.
Звуковая атмосфера в игре не имеет права быть хуже, чем графика. И эта игра не стала исключением – звуковые эффекты, такие как топот копыт, огонь из орудий, предсмертные крики и прочее, выполнены просто отлично, а музыкальный фон не даст вам оторваться от игры. Даже и придраться не к чему, опять пятёрка.
В игре практически не к чему придраться, лишь камера немного портит картинку, да высокая ресурсоёмкость не позволит насладиться владельцам не самых мощных компьютеров. Но низкая ресурсоёмкость при таком качестве – пока что лишь мечта, поэтому жаловаться смысла не имеет.
Глюков нам обнаружить не удалось – мы не увидели ни окон окно с ошибками, ни перезагрузок компьютера. Похвально.
Давайте подведём итоги. С одной стороны, графическая и звуковая составляющие явно становятся всё лучше и лучше, приковывая игрока к монитору всё сильнее и сильнее. С другой стороны, ИИ всё ещё остаётся тот же, что использовался в более ранних играх. Возможно, некоторым это придётся не по душе – кто-то наверняка ждал новых элементов в самих сражениях, нежели лучшей детализации юнитов. Тем не менее, эта игра достойна внимания и в этот раз я настоятельно порекомендую вам эту игру как потенциальную покупку в свою коллекцию.
Автор - Лутовинов Максим (aka. Kok)