Рецензия Bioshock

Бытует мнение, что лето – традиционно «мертвый» в сфере видео-развлечений сезон, и выхода масштабных проектов, разрабатываемых годами под прикрытием крупных издателей, в это время, как правило, ожидать не стоит. Естественно, всегда радостно, когда из этого правила вытекает хотя бы Одно Исключение. И вдвойне приятнее, если оно оправдывает свои амбиции. Не иначе как такими словами можно описать появление на свет в пролетевшем августе ролевого экшена Bioshock. Досмотрев финальный ролик, я осознал: у нового отпрыска компании Irrational Games (ныне известной под именем 2K Boston/2K Australia) определенно есть все шансы в борьбе за звание «Лучшая игра года».
Welcome to Rapture…

Сюжетная эволюция проекта под руководством Кена Левина (Ken Levine), набившего руку на сценариях и диалогах к эпохальным Thief: The Dark Project и System Shock 2, развивалась тернистым путем. Ещё три года назад никто и не подозревал, что действие игры перенесется из наземной генетической лаборатории в подводный город Rapture, а имя советского эммигранта Эндрю Райана, основавшего в 1946 году злосчастный аквариум, и вовсе не всплывало в первоначальных статьях. Шло время, одни идеи сменялись другими, нарицательные имена преобразовывались в имена собственные, а диалоги оттачивались до совершенства. Так появился Bioshock образца 2007 года.

Фабула игры таит в себе немало загадок и тайн. Кто такой главный герой, куда он летит, каким образом самолет терпит крушение посреди Атлантического океана, и почему это происходит не где-нибудь, а аккурат около входа в морскую обитель имени Райана – ответы на эти и не только вопросы протагонист Джек находит не сразу, а благодаря многочисленным аудиодневникам (особый привет DooM 3) и диалогам с колоритными персонажами, коих здесь насчитывается более дюжины.

Подводный комплекс, в который попадает наш герой, был создан сразу после Второй мировой как город-мечта олигарха Эндрю Райана, разочаровавшегося в послевоенном политическом устройстве. В мире «кровавого короля Rapture», как позже назовет состоявшегося на поверхности бизнесмена радиогид нашего героя — оппозиционер Атлас, как правило, пряталась талантливая интеллигенция, уставшая от перманентного давления со стороны правительственных кругов. В рафинированном от диктата городе царила неподдельная свобода мысли, слова, печати и образа жизни. Но в новогоднюю ночь 1959-ого, за год до прибытия Джека, общество Rapture расслоилось навсегда.
Причиной тому стали последствия сенсационного открытия молодой немецкой исследовательницы Бриджет Тененбаум, обнаружившей на дне океана особый вид морского слизня, стволовые клетки которого выделяли вещество под названием адам, способное изменять как физическое, так и ментальное состояние человека. В Германии юное дарование не поняли, и Тененбаум пришлось свернуть перспективное дело. Исследования продолжились в лабораториях Rapture, там же прошли первые эксперименты, куратором которых выступил Фрэнк Фонтейн — влиятельная персона, лидер местных контрабандистов и враг номер один в списке Райана. Адам стал настоящим наркотиком для жителей города. Несмотря на то, что он уродовал внешность (поэтому многие вынуждены носить на своем лице маски) и вторгался в генетический код, люди уже не могли отказаться от очередной дозы ярко-красной жидкости.

Убить иль не убить — вот в чем вопрос!

Одиннадцать обширных и чертовски привлекательных локаций с охотой пролетаются за 15-20 часов. Слово «однообразность» вышвырнуто дизайнерами Irrational Games за пуленепробиваемые стекла, служащие границей между Rapture и морской флорой. Медицинский павильон под управлением свихнувшегося доктора Стейнмана, вечнозеленый сад Arcadia, обеспечивающий город кубометрами кислорода, фермерский рынок с полупустыми прилавками... Прочесав каждый уровень вдоль и поперек, вы не встретите и намека на популярный нынче у недобросовестных разработчиков метод «copy&paste».

Прогулки из пункта «А» в пункт «Б» (иначе назвать сюжетные задания нельзя) обычно сопровождаются стычками с мутантами-наркоманами, или как их здесь называют – сплайсеры. Также Джек с охотой обыскивает трупы, роется в отсеках обветшалой утвари и вскрывает очередную магазинную кассу на наличие пары десятков баксов. Деньги – вторая после адама основная валюта Rapture. Всё что нельзя приобрести за адам, покупается за доллары: оружие, боеприпасы, аптечки... Основным носителем всего этого добра являются автоматизированные станции, напоминающие агрегаты по выдаче газировки, которые с толком расставлены по локациям.

Модернизируемый арсенал — далеко не единственный аргумент против супостатов. Когда патроны на исходе, на помощь обязательно приходят плазмиды – продукты из переработанного адама, заряжаемые шприцами с синей жидкостью EVE (аналог маны) и вызывающие у человека невиданные ранее способности. Приготовить из сплайсера свежее барбекю, запечатать пылкого мутанта в ледяную глыбу, запустить в бедняжку деревянный стул или одурачить стадо противников собственным «двойником» – решать вам.
Не все плазмиды имеют прямое назначение. К примеру, электрический разряд успешно открывает некоторые двери, телекинез способен расчистить путь от проводов с током, а пирокинез превращает глыбы льда в талую воду, обнажая под ней полезные предметы.

Плазмиды, а также тоники — эти повышают физические, инженерные и боевые качества Джека — тесно связаны с адамом. Без вожделенного наркотика пополнить магическую коллекцию новым экземпляром получится разве что благодаря добродушной Тененбаум. В отличие от денег, разбросанных на каждом шагу, весь адам сосредоточен исключительно у маленьких девочек (Little Sisters), цель которых – извлекать адам из трупов. Хрупкие создания – самая ценная добыча для сплайсеров – никогда не гуляют в одиночку. Стоит приблизиться к ребенку ближе, чем на метр, как в разговор вступает сохраняющий до определенного момента нейтралитет и вооруженный до зубов телохранитель (Big Daddy). Джек – не исключение, а посему о легкой охоте на сестричек думать не приходится – Большой Папочка никогда не дремлет. Свалить запрограммированное чудище в водолазном костюме на землю – лишь полдела. Куда труднее взглянуть в глаза маленькому чуду генной инженерии и решить для себя – отправить малютку на небо, либо подарить ей вторую жизнь. Выбор влияет не только на то, сколько адама в итоге получит протагонист, но и на концовку игры.

Адама, равно как и денег, никогда не бывает много. Его Величество Баланс навряд ли даст вам шанс прослыть самым богатым жителем Rapture. Продовольствие и амуниция — удовольствия не из дешевых, поэтому метаться между выбором — какие боеприпасы купить на этот раз и стоит ли тратиться на более усовершенствованный плазмид — придется довольно часто. Особо экономным уготовано сразу несколько путей. Например, останавливаться около каждого трупа (не удивляйтесь, если он внезапно набросится на вас) и проверять карманы усопшего на наличие полезных предметов: болтов, резиновых шлангов, дистиллированной воды и т.д. Мелочей много, но в совокупности из них можно собрать все то, что продается в местных «ларьках». Совершенно безвозмездно.

Взлом техники — не менее варварский, но в то же время работающий метод в достижении желанной цели. Решив несложную головоломку, магазин предоставит герою неплохие скидки на товары и откроет доселе запрещенные для продажи лоты. Такого же принципа следует придерживаться и любителям стелса: враждебные пулеметные турели и камеры слежения всегда можно склонить на свою сторону, спрятаться в углу и с довольной улыбкой наблюдать как сторожевой бот, вызванный по велению сигнализации, атакует ошалевшего недруга.

Не так требователен UE3, как его малюют

И все же полностью избежать контакта с разносортными представителями класса Splicers не удастся. Понятие «скрипт» затесалось даже в такую пресловутую систему искусственного интеллекта как «AI Ecology»: успешное выполнение любого сюжетного задания обязательно сопровождается появлением неподалеку нового отряда уродцев, поэтому к неожиданным встречам следует готовиться заранее. На поле боя сплайсеры в меру точны, слаженно работают в команде, рассыпаясь в разные стороны, умело прячутся по углам и не брезгуют пользоваться дарами стационарных медпунктов, чуя собственную кончину. Тем не менее следует понимать: компьютерный мозг — это не живой человек, и сетевой игры он не заменит. Увы и ах, мультиплеера в Bioshock попросту нет. Грустить по этому поводу не стоит! Подводный мир Rapture может предстать в совершенно ином облике, в зависимости от выбранной тактики прохождения.

Однако игра сражает не только открытым геймплеем. Irrational Games знает, что такое не только мощный, но и оптимизированный движок. Мускулистые конечности Unreal Engine 3 смогут пощупать даже владельцы далеко не топовых видеокарт. Игрища с водой — отдельный разговор. Ручьи, лужи, водопады — все выглядит достаточно натурально, чтобы поставить под сомнение компетентность разработчиков в знании законов Ньютона. Конечно, до полного реализма ещё далеко: лужи не растекаются от одного конца до другого и почему-то все время сохраняют первоначальный объем. Но очевидно, что образцовая планка реализма водных эффектов с выходом Bioshock поднялась ещё на несколько пунктов вверх.

Would you kindly?

Bioshock слишком многопланова, чтобы уместить рассказ о ней в десяток килобайт. Эта та самая игра, про которую хочется сказать лишь два слова: «Must play!». И поверьте, она того стоит.

Обзор третьего дополнения Railway Empire 2: India. Песни, пл…
Спустя всего несколько месяцев вслед за DLC, посвященному электрификации железных дорог …
Квест со взломом хранилищ на PlayStation. Обзор Access Denie…
Так уж сложилось, что многие проекты от небольших студий сначала выходят в Steam, а уже позже издатели по…
Продолжение страшной сказки. Обзор игры Creepy Tale: Some Ot…
Годом ранее мы рассматривали третью часть мрачного квеста от российских разработчиков, тогда же отметили,…
Эпичное и яркое возвращение. Обзор игры WARHAMMER 40,000: SP…
С момента выхода первой части SPACE MARINE по вселенной WARHAMMER прошло уже более 13 лет. И уже в ближай…
Тактическая стратегия с косяками и клюквой. Обзор игры 63 Da…
Изометрические тактические стратегии сейчас редкий жанр, количество актуальных проектов можно посчитать п…
Ритм шутер в виртуальной реальности. Обзор Metal: Hellsinger…
С ритм-шутером Metal: Hellsinger познакомился благодаря подписке PS PLUS. Проект интересный по механикам …
МегаОбзор
ЭЛ № ФС 77 - 68301. Выходные данные СМИ МегаОбзор
2006-2024
© MegaObzor