Прежде надо напомнить, что Баркер — мастер создавать извращенные пугающие образы. В большинстве его произведений упор делается именно на отталкивающую физиологию, на горы вспоротой плоти, на литры крови. Но при этом в этих образах чувствуется стиль, даже некий шарм: они отталкивают и завораживают одновременно, как часто и происходит с настоящим искусством. Ведь даже уродливое, пугающее можно показать по разному: грубо и вульгарно, как Роб Зомби в своих фильмах, или стильно — как это сделал Баркер в «Восставшем из ада» (вспомните знаменитое утыканное иголками лицо главного злодея).
То же самое можно сказать и про типичные баркеровские сюжеты. Вроде бы фабула простенькая: Зло настойчиво лезет из потусторонних и крайне неуютных мест обитания на наши цветущие, залитые солнцем поляны. В Hellraiser героев навещали демонические существа, которых хлебом не корми, дай только отведать бренной человечьей плоти. А в Jericho на свидание с человечеством спешит перворожденное Богом существо (The Firstborn) , которое настолько не понравилось создателю, что он решил запереть его в специальном контейнере, существующем в параллельном измерении (the Box). Точкой возвращения в земной мир The Firstborn избрал древний африканский город Аль-Хали, куда спешит отряд специального назначения — Jericho, специально созданный для разрешения подобных и, мягко говоря, необычных ситуаций.
Казалось бы, все простенько и предсказуемо. Но Баркер тем и силен, что самые простые фабулы может обставлять со вкусом и фантазией. В «Восставшем из ада» был даже некий философский, глубокий подтекст. Есть он и в Jericho: самое большое зло таится в человеке, и мы сами можем быть идеальными проводниками любой демонической воли. Для доказательства этого Баркер превращает Аль-Хали в этакую кровавую изнанку мировой истории, в пространственную матрешку, где друг в друга складываются тени наиболее безумных, ужасающих периодов человеческого существования: в частности, фашизма и эпохи крестовых походов. В итоге бойцов Jericho ждут, порой, самые неожиданные встречи: полусгнившие немецкие фройляйн, облаченные в кожу и латекс, соседствуют с не менее колоритными крестоносцами и римскими центурионами. Кроме того, на пути попадаются маленький черный мальчик мистического происхождения (с ним связана главная интрига), какое-то летающее и разговаривающее чудо по имени Арнольд, редкие бойцы добра из разных эпох, бьющиеся плечом к плечу с нашими славными спецназовцами, и множество других персонажей. Общение крайне увлекательно закручено — на качественных диалогах и шикарно поставленных мини-сценах, постоянно перемежающих действо. Жизнь кипит и внутри команды Jericho: бойцы, ошеломленные увиденным в Аль-Хали, периодически теряют контроль над собой. Или спорят друг с другом, причем не на шутку, вплоть до рукоприкладства. Протагонисты встречают и тут же теряют давних товарищей, кричат, ругаются, стонут и впадают в истерику: в итоге мы видим не куклы, придуманные режиссером, а живые яркие образы.
Одним словом, сюжет и качество его наполнения событиями и персонажами, впечатляют. Добавьте к вышеописанному ту самую отточенную баркеровскую манеру, с которой он умеет стильно преподнести самое, казалось бы, отталкивающее и пугающее — и вы поймете, почему Clive Barker's Jericho очень хочется сравнить с высшего качества триллером. В нем всё: голливудский размах, мистика, яркие образы, шикарная режиссура, интрига, динамика и скрытая за всем этим глубокая философская основа.
Графика и звуковое сопровождение только усиливают это впечатление. Картинка в игре без преувеличений ультрасовременная, насыщенная всевозможными наворотами: местами они даже слишком навязчивы (особенно это касается «бампа» на моделях), но в целом работают грамотно, к месту, создавая почти физическое ощущение того, насколько в Аль-Хали жутко и красочно одновременно. Штатные художники Mercury Steam Entertainment, следующие фантазиям Баркера, срывают аплодисменты: они рисуют мрачные, со вкусом обставленные катакомбы, наполненные монстрами, дизайн которых дает прикурить даже самым изощренным тварям из сериала Silent Hill.
При этом все почти идеально оптимизировано: выбрав адекватные настройки под свою конфигурацию, вы вряд ли будете испытывать какой-то дискомфорт, связанный с подвисаниями, долгими загрузками или вылетами в систему — U3 Engine на высоте.
Картинка дополняется потрясающим звуком и музыкой: все персонажи здесь озвучены по голливудскому счету. При этом в звуковом оформлении нашлось место для настоящих откровений: периодически мы слышим какой-то тихий вкрадчивый шепот, нарастающий откуда-то из глубины плач и нервирующие шорохи, которые могут смениться пронзающим от макушки до пяток рыком, заставляющим сердце испуганной птицей биться в грудной клетке. Музыка подобна этому нервному сердечному ритму: она пульсирует волной постоянного напряжения и страха.
Clive Barker's Jericho — это не просто увлекательнейший интерактивный ужастик с насыщенной атмосферой и яркими персонажами. Это еще и новаторский тактический шутер, который помимо сюжета и стильной оболочки увлекает и непосредственно игровым процессом. Каждый из семи членов отряда Jericho обладает набором собственных парапсихологических способностей и своим оружием, а соответственно индивидуальной тактикой ведения боевых действий. Разнообразие тут поразительное: испанский мачо по имени Delgado предпочитает идти напролом, пользуясь природной силой и вмонтированным в руку пулеметом, который можно превратить в огнемет. Стильная девушка по кличке Black палит из снайперской винтовки, обладая при этом эффектнейшей возможностью управлять полетом пули или раскидывать камни мановением руки. Суровый мужчина в кожаном пальто — Rowling, может воскрешать коллег на расстоянии, эффектно палит из пистолетов с двух рук и проводит сеансы экзорцизма. Church —симпатичная азиатка с катаной и Узи в руках, обучена ряду самурайских приемов, а кроме того пользуется магией крови, высасывая из врагов жизненные соки. А ведь есть еще Jones, который может пользоваться телекинезом; и девушка-инженер Cole — она ловко кидает гранаты и является единственной, кто с их помощью может вывести из строя стационарные турели.
Из всего вышесказанного уже ясно, что игра построена на грамотном использовании тактических и парапсихологических способностей наших подчиненных в тех или иных ситуациях. Для этого у игрока есть все возможности: мы можем управлять обеими тройками, на которые разбит отряд, посредством простейших, но вполне эффективных тактических приказов, либо же лично вселяться в каждого, когда нужно применить какой-то конкретный спецнавык. Обилие возможностей и нюансов (помимо вышесказанного у каждого «ствола» есть альтернативные режимы огня и возможность сменить режим стрельбы, а у некоторых — даже разные виды боеприпасов) не превращается в кучу-малу, в нагромождение забавных, но нефункционирующих фишек — при грамотном подходе и при выставлении серьезного уровня сложности все здесь работает. Уровни и противники таковы, что нахрап не проходит — нужна именно тактическая мысль. В каких-то местах бойцы, грамотно заняв укрытия сделают все сами — благо что ИИ в Jericho на высоте. Но, как правило, чтобы выжить, вы должны сами использовать таланты разных бойцов, перелетая из тела в тело. И в данном случае это не утомляет, а наоборот, чертовски увлекает: способности сами по себе неординарны и позволяют испытывать редкие игровые ощущения, а кроме того дизайнеры грамотно построили уровни. Карты они не страдают излишней протяженностью, линейны, но при этом насыщены деталями и событиями: в итоге все сосредоточено на ярком, наполненном адреналином и тактикой действе, которое, благодаря лаконичности уровней, не успевает надоесть.
Именно ради этого авторы убрали из игры аптечки и боеприпасы. Нам не нужно отвлекаться на них от основных занятий: патроны восполняются сами собой, на «чекпойнтах», равно как и здоровье. Если вы получили критическое ранение, то нужно лишь отползти подальше от места драки и подождать пока экран не перестанет мигать красными разводами. А если вы все же поймали пулю, то вас тут же принудительно переносит в тело напарника, который может воскресить вас нажатием одной кнопки. Смерть наступает лишь тогда, когда все бойцы выйдут из строя. Здесь опять же нужно действовать тактически грамотно: вместо того, чтобы носиться между напарниками и ставить на ноги раненых, куда эффективнее будет следить за целостью упоминавшегося товарища в кожаном пальто — если он жив, то будут жить и другие: как уже говорилось, Rowling может самостоятельно, на расстоянии воскрешать коллег.
Впрочем, Jericho не претендует на лавры Bioshock: здесь нет дурманящей свободы, а многие способности применяются только в специально предусмотренным скриптами случаях. Но авторы сознательно не берут на себя лишнее: они просто хотят развлекать игрока, одаряя его разнообразием и динамикой. Пусть и в рамках коридорного, зато яркого и неординарного шутера. Ведь каждая сцена, связанная с применением какого-то специального навыка — это мини-спектакль, продукт ручной выделки. То же самое можно сказать и сценки, когда нам нужно (как в Fahrenheit), вовремя нажимать на указанные клавиши, чтобы избежать падения в пропасть, вырваться из рук очередного чудища или уберечь пальцы от субъекта, над которым уважаемый Rowling проводит сеанс экзорцизма.
Такое сочетание несочетаемых, казалось бы, вещей и определяет лицо Clive Barker's Jericho: «коридорность» здесь соседствует с тактикой, дикая динамичность с тщательно выстроенной атмосферой и пугающей интригой, а скриптовые сценки и диалоги — с активной долбежкой по клавишам в тот момент, когда на экране с нами творится черт знает что. Все это вместе рождает уникальную, яркую и запоминающуюся игру, многие идеи, которой, уверен, будут быстро взяты на вооружение ушлыми коллегами.
Автор: Demigot