Сюжет — редкий гость в логических играх. Максимум, на что можно рассчитывать, — коротенькая заставка, вводящая в курс дела. Puzzle Quest являет собой приятное исключение: здесь есть постоянно развивающаяся история про королевство, в котором начали твориться странные вещи. Мертвые ни с того ни с сего повадились вставать из могил, разбойники на дорогах совсем распоясались — напасти сыплются как из рога изобилия. Нам же с вами предстоит навести порядок в этом неблагополучном мире. Выбираем одного из четырех персонажей: друид, рыцарь, воин, чародей — и за дело! У каждого из них есть несколько вариантов внешнего вида. Однако ни колоритных варваров с тяжеленными топорами, ни мертвенно-бледных колдунов здесь не найти — одни только слащавые ребятишки в стиле аниме.
Выбрав себе альтер-эго, мы попадаем на карту мира, и довольно обширную. Правда, поначалу мало куда можно сунуть свой нос, наиболее заметным представляется родной город — туда и заглянем. Пройтись по улицам и поболтать с жителями не выйдет — есть только небольшое меню, через которое можно купить экипировку, подрядиться на выполнение задания и наслушаться сплетен в таверне. Еще существует цитадель, но пока там делать нечего.
Что ж, берем поручение — на карте сразу же открывается новое место, где наверняка придется померяться силами с каким-нибудь супостатом. Тут-то и начинается самое интересное: перед нами появляется квадратное поле, заполненное всевозможными фишками (звездочками, кружочками, черепами и монетками), которые можно менять местами с соседними. Цель состоит в том, чтобы выстраивать по очереди с противником одинаковые «камешки» по три в ряд, после чего они исчезнут, а игрок получит немного денег, больно ущипнет соперника или что-нибудь еще — награда зависит от типа «сгоревших» фишек. Так, разноцветные шарики дают магическую силу четырех стихий, восьмиконечные звезды — очки опыта, а черепа наносят урон врагу. Последние, кстати, бывают двух видов — обычные и «усиленные», повреждения от которых значительно ощутимее.
Некоторые задания разрешается выполнять несколько раз, да и на карту периодически выходят погулять всякие злобные создания, так что развивать героя можно практически без ограничений. За определенное количество набранного опыта выдаются уровни с полагающимися очками характеристик. Причем игрок сам волен выбирать, в каком направлении «прокачивать» персонажа. Таким образом, можно натренировать и воина, который крушил бы врагов при помощи заклинаний, и чародея с большим запасом здоровья — увеличивать "непрофильные" характеристики можно сколько угодно. Другое дело, что живучесть намного быстрее вырастет у «работника меча и топора», нежели у колдуна.
Основное же различие классов состоит в типе используемой магии. Например, воин по большей части использует усиливающие и защитные заклятия — для них требуется красная энергия. Друид умеет превращать фишки одного вида в другой — здесь не обойтись без желтой и зеленой маны. Рыцарь — эксперт по лечению ран, а маг специализируется на боевых заклинаниях. Причем если «профильных» умений не хватает и хочется большего, то можно перенять кое-какие способности у врагов.
Перед началом каждой битвы у вас есть выбор: драться или бежать. Если же выстроить в цитадели подземелье (недешево, но куда деваться?), появится еще и возможность захватывать врагов в плен. Можно возвести и магическую башню, которая поможет постигнуть тайны волшебства. Для того чтобы выучить новое заклинание, нужно составлять цепочки из фишек-свитков, опасаясь попасть в безвыходную ситуацию — если "камешки" вдруг разложатся неудачно, придется начинать все сначала, пропускать ход нельзя.
Кроме того, в цитадели еще можно заняться изготовлением экипировки и приручением пойманных тварей для верховой езды. Но тут ничего оригинального уже нет — складываем в ряды фишки-наковальни и сражаемся со строптивыми животными на время. К слову, для создания новых предметов пригодятся руны, разбросанные по карте, — от них будут зависеть свойства получившейся вещи. Однако добыть их не так-то просто: к каждому камню приставлена неслабая охрана.
Помимо оружия, лат и волшебных артефактов, добрую службу в бою могут сослужить персонажи-союзники. Они не совершают ходов и не читают заклинаний, но, находясь в команде, заметно повышают характеристики.
Ковка оружия мало чем отличается от обычных боев.И все же, каким бы грозным ни казался противник, с живым человеком ему не тягаться. Искусственный интеллект категорически отказывается «думать» — компьютерных соперников может спасти лишь особая живучесть да какое-нибудь хитрое заклинание. Пожалуй, наибольшие проблемы доставляет вампиризм, сводящий на нет все атаки. Впрочем, проигрыш не так страшен: все сбережения останутся при вас и даже накопленный в бою опыт никуда не денется.
Тратить деньги в Puzzle Quest приходится регулярно и много — только построили очередное сооружение, а тут оружейник выковал новые доспехи... Ничего не остается, кроме как напасть на соседние города и обложить их пошлинами. Осада, впрочем, практически не отличается от обычных битв. А захваченные поселения платят дань — только успевай собирать. Впрочем, в один прекрасный день может вспыхнуть восстание и земли выйдут из-под контроля.
Вывод:Puzzle Quest привлекательна во всех отношениях. Графика очень мила, несмотря на традиционную для пазлов двухмерность и отсутствие особых изысков. Что до игрового процесса, то затягивает он с первых минут — этому способствуют простота освоения и не очень высокая сложность. Кроме того, ролевые элементы выводят проект из разряда «офисных забав» — игра вне всяких сомнений придется по вкусу и серьезным геймерам.