Отечественную RPG «Санитары подземелий», созданную по одноименной книге Дмитрия Пучкова, следовало бы отнести к «национальным» феноменам, которые крайне трудно объяснить иностранцам. Этот проект вышел почти два года назад и произвел тогда небольшой фурор - разработчикам удалось создать RPG старой школы с приятной графикой и продуманной системой прокачки персонажа. Сегодня мы поговорим о второй части игры, под названием «Санитары подземелий 2: Охота за черным квадратом».
Напомним, что события оригинала разворачивались в далеком будущем на планете тюремного типа «Матросская тишина». В составе диверсионной группы «Упырь», главный герой, оперативник Кабан, должен был предотвратить побег зэков с планеты строгого режима. Однако операция с самого начала пошла наперекосяк - высадка прошла не гладко и некоторых товарищей не досчитались. В числе пропавших без вести числился сержант Хартман, за которого нам придется играть во второй части «Санитаров».
Скажем прямо - визуально она ненамного превосходит оригинал. В очередной раз модифицированный движок «Магии крови» не в состоянии уже выдать красивую картинку - камера большую часть игры не опускается ниже крыш домов, а ролики выглядят допотопно. Впрочем, на все это по-прежнему закрываешь глаза - в «Санитарах» всегда выше всего ценились сюжет и геймплей, увлекающие ничуть не хуже, чем в Silent Storm - разве что диалогов не в пример больше, да роль фрицев заняли зэки и всякое отребье.
Сержант Хартман - личность яркая и внушительная. По признанию Пучкова, этот персонаж является собирательным образом большинства сержантов, а свою фамилию получил благодаря фильму Стэнли Кубрика «Цельнометаллическая оболочка». Помните того Хартмана, который учил суровой жизни американских пехотинцев? Герой «Санитаров» не уступает ему ни в чем - гвозди забивает лбом и умеет закручивать монстров в узел голыми руками. Попав в плен к полицейским-«законникам», он быстро осваивается, ставит их на место и пытается отыскать дорогу домой. Многие локации и персонажи знакомы, причем это только плюс - играть привычно и вместе с тем интересно.
В самом начале можно выбрать один из двух режимов - основной или альтеранативный. По мнению Goblin'a, Хартман - не какой-нибудь задохлик, которому на старте приходится набивать уровни на крысах и прочей шушере, а всесторонне развитая личность, умеющая драться в рукопашном бою и отменно владеющая огнестрельным оружием. Именно поэтому в основном режиме все характеристики героя развиты по максимуму, а думать приходится лишь о совершенствовании навыка владения оружием и о повышении авторитета. В альтернативном режиме вы увидите несколько улучшенную ролевую систему из оригинала. Некоторые умения разработчики объединили (например, стрельбу из разных видов оружия), количество перков заметно возросло. Кроме того, значительно повысилась ценность режима скрытного передвижения.
Несмотря на, казалось бы, большое количество нововведений, «Санитары подземелий 2» больше напоминают не полноценную вторую часть, а глобальный такой аддон - с переписанным заново сюжетом и новым героем. Судите сами - геймплей тот же: мы перемещаемся по локациям, помогаем NPC решать всякие проблемы, пытаемся отыскать тот самый Черный Квадрат, с помощью которого Хартман сможет отправиться домой, на Землю. Да, кое-какие подвижки есть - герою вовсе не обязательно путешествовать с напарниками (теперь он сам по себе представляет идеальную машину смерти), появилась возможность грабить караваны, налицо увеличившееся количество квестов и диалогов. Превратились ли после всего этого «Санитары» в другую игру? Вряд ли.
При всей своей новизне «Санитары подземелий 2: Охота за черным квадратом» - топтание на месте, которого от «1С» и Пучкова мало кто ожидал. Создается такое впечатление, что разработчики, когда анонсировали продолжение «Санитаров», явно переоценили свои возможности. Получилась средняя, ничем особенно не примечательная игра, коей порадуются лишь поклонники оригинала, да и то далеко не все. Хочется верить, что третья часть будет намного более инновационной и смелой.