1981 год. Северный полярный круг. Мертвая гладь ледяных полей. Дрейфующую станцию «Полюс 21» только что покинул последний обитатель - метеоролог Александр Нестеров.
Он получил срочную телеграмму с Большой земли и теперь должен покинуть бескрайнюю Арктику на коматическую историю капитана и его команды и, преодолевая соблазн погрузиться в летаргию и отдаться безмятежности, твердо и решительно действовать.
Три года разработки. И вот, наконец, зубры советского игростроения, ребята из киевской компании Action Forms доделали его... «Анабиоз: Сон Разума». Это - не простой шутер. Он резко выделяется на фоне других жанровых проектов. И описать его обычными словами - довольно трудное дело. Его нужно прочувствовать, пережить...
1968 год. Полярник Александр Нестеров, главный герой, получает радиограмму с приказом прибыть в указанное место в назначенное время, где ему предстоит подняться на борт атомного ледокола «Северный Ветер». Стоит заметить, создавался он по реальным чертежам, и соответствует судну типа «Арктика». Тайна корабля сокрыта не в металлических конструкциях, каютах и переборках, а в глубинах подсознания погибшего капитана и экипажа «Северного Ветра». Мистика в чистом виде.
«Анабиоз» бессовестно копирует идеи красивой, но совершенно пустой Cold Fear, словно по учебнику цитируя ключевые фрагменты: красивую графику, замкнутое пространство, судно, мутантов-зомби. И если в Cold Fear сюжет и атмосфера явно сдавали позиции, то «Сон разума» здесь как раз не уступает, походя на Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth со своей мифологической базой Говарда Лавкрафта.
Действительно, «Анабиоз» - это парапсихологический триллер, в котором есть место библейским проповедям, Корану и многочисленным философским трактатам... Немаловажную роль в завязке играют труды Максима Горького. Подача сюжета проходит как возвращение в прошлое, где перед главным героем разворачивается драматическая история ледокола: последние дни экипажа, гибель капитана... Вдобавок, это всё оформлено в виде уникальной способности героя - «ментальное эхо». Да уж, подобным набором похвастаться может далеко не каждый шутер.
Местами «ментальное эхо» подается как кино, где Нестеров выполняет роль статиста, но чаще приходится действовать и решать определенные задачи - логические или проблемы морального выбора. В начале вам покажут моряка, доблестно задраивающего люк. Вернувшись в настоящее, этот же моряк, но уже в виде монстра нападет на вас. Примерзшая дверь, а рядом труп? «Ментальное эхо» даст возможность вселиться в тело погибшего и успеть отпереть дверь. А, вернувшись в свое туловище, Александр найдет дверь открытой. Отличный ход, на котором фактически базируется вся игра - от простых головоломок до сложных взаимоотношений экипажа ледокола...
Жаль, но авторы не смогли удержаться и скатились к банальностям. Появление на атомном (!) ледоколе в Арктике заключенных (!)... Логики здесь не ищите. Объяснения, конечно, даются, но выглядят откровенным бредом. Противный червячок подтачивает сюжет и портит атмосферу. Вспоминается Penumbra: Overture, где бюджет вынудил разработчиков запереть игрока в шахте наедине всего с одним видом врага - собаками. Воистину отсутствие денег может идти в плюс
Ведь стоит появиться монстрам, как «Анабиоз» скоренько превращается в шутер «средней руки»: медлительность персонажа раздражает, боевая система уступает своим коллегам по цеху (не мечтайте о Condemned). Концепция трещит по швам, а из щелей виднеется обшивка престарелого «Вивисектора»: похожие задачи, линейность, коридорность. Согласитесь, в плюсы это сходство отнести никак нельзя.
Звуки, призванные создать атмосферу «мёртвого» ледокола, работают исправно на игрока. Разработчики не стали по-детски пугать из-за угла, а решили давить и ещё раз давить на психику, держать в постоянном напряжении.
Главгерой замерзает - быстрее к теплу. Ведь жар - единственный жизненный ресурс. Гейм-дизайнеры приравняли шкалу здоровья и шкалу температуры тела. И, увы, игра из-за этого отчасти превратилась в погоню за жизнью, от пункта А до пункта Б.
Но бывает и так... Не открывается чертова дверь! Где же рычаг? Вот он, но стоит сорвать пломбы, как пронзительный скрежет разорвёт холодный воздух, и шорох шагов послышится со всех сторон... Экран покроется узорами, как стекло на морозе, силы покинут нас, бежать в такой ситуации попросту невозможно... Порог чувствительности у каждого свой, но в целом игра справляется со своей задачей на отлично. Игрок находится в постоянном напряжении на протяжении всех заявленных восьми часов геймплея.
Отличное художественное исполнение дополняет атмосферу: текстуры добротного качества, современные графические эффекты (видимо, они и являются причиной столь диких тормозов), выдержанный цветовой фон. Казусы случаются - не разбиваемая ударом сосулька легко тает, стоит поднять температуру в помещении, а предметы от света фонарика не отбрасывают тени. Проявляется вампирская сущность?
«Анабиоз: Сон Разума» (или Cryostasis: Sleep of Reason на западный манер) - серьезный шаг вперед для всей советской игроиндустрии и для Action Forms в частности. Атмосферный шутер, современный в графическом плане, с оригинальным подходом подачи сюжета. Это уже не тот вялый «Вивисектор» образца 2006 года.
В недоумении встречает игрок финальные титры, и ясность не вносят три различные концовки. В недоумении, но без желания повторного прохождения. «Уснуть разумом» однозначно стоит, может даже переиграть некоторые эпизоды. Но проходить одно и то же несколько раз - это уж вряд ли...