Игры масштаба Fallout 3 с самого первого анонса окутывает ни на что не похожая атмосфера. Кажется, что уж тут разработчики ни в коем случае не ошибутся, неожиданно забудут про корыстный коммерческий интерес и воздвигнут, по меньшей мере, новый жанровый эталон на ближайшие лет десять. Но так называемый релиз частенько выписывает господину Оптимизму суровую пощечину и расставляет все по своим местам.
У каждого, кто хотя бы краем глаза следил за Fallout 3, на затворках сознания возникали мысли о том, что нас ждет игрушка, безусловно, качественная, но сугубо вторичная и ориентированная на массового потребителя. Так вот чуда не случилось, и приглушенная агрессивным пиаром интуиция, в который раз, оказалась права.
Земные пейзажи второй половины 23-го века представляют собой жуткое зрелище: упадок, разруха, антисанитария, полное отсутствие какой-либо флоры и ужасные мутанты вместо фауны. В таком мире быть поджаренным огненным скорпионом гораздо легче, чем найти бутылку чистой питьевой воды. Кроме того, ядерная катастрофа открыла истинный моральный облик людей - жестокие убийства, грабеж и даже каннибализм стали почти нормой. Единственные очаги цивилизации - немногочисленные города и закованные в свинец убежища.
Именно в таком «Убежище 101» появляется на свет наш главный герой или, быть может, героиня. К процессу создания персонажа коллектив Bethesda подошел, что называется, с креативом. Начинается все в родильной палате. Здесь разрешают выбрать пол ребенка и внешность будущего героя. Настроек - целая тьма: в редакторе можно запросто провести минут сорок. Правда, как ты ни старайся вылепить Аполона или Афродиту, на выходе все равно получаются уроды. Кто знаком с TES IV: Oblivion - тот поймет.
Игровой хронометр отматывает год. Наш герой уже самостоятельно ходит под стол и вместо букваря изучает книжку с личными атрибутами. Спустя еще несколько лет парень знакомится с умениями, со своей первой винтовкой и сдает важный тест. Затем, случается одно значимое событие, заставляющее юношу в спешке покинуть родную нору и, впервые за 19 лет, увидеть внешний мир таким, каким он стал после ядерной войны. Вступить в большую и взрослую ИГРУ: с интересными квестами и фирменным юмором серии.
Первая «обзывалка», которую хочется дать Fallout 3 - «правильный S.T.A.L.K.E.R.». Вместо аномалий - радиация, вместо сталкеров - потерявшие страх отморозки, ну и страшные мутанты, разумеется, на месте. При этом в игрушке в слегка измененном виде есть ролевая система S.P.E.C.I.A.L., вменяемые диалоги и хотя бы видимость свободы.. К тому же, в какой современной action/RPG можно самостоятельно собрать смертоносный агрегат, стреляющий пустыми бутылками и гвоздями? Правильно, только в Fallout 3.
Следующее и наиболее верное определение - «Постапокалиптический Oblivion». В деталях сходство просто поразительное. И там, и там герой спит и путешествуют между локациями по одному алгоритму. Только вот журнал, инвентарь и вообще все вспомогательные экраны перенесены в умное наручное устройство Pip-Boy 3000
На выбор четыре уровня сложности, которые варьируются прямо в процессе. Что на самом легком, что на самом тяжелом, - первую треть игры ощущается серьезный дефицит крышечек от «Нука-Колы» (местной валюты) и патронов. Напрашивается одно слово - дисбаланс. Думается, новички сбегут именно из-за чересчур тяжких первых часов беготни вокруг города Мегатон. К тому же, Bethesda что-то намудрила с пропорциями и заселенностью, благодаря чему многие локации выглядят запутанными, громоздкими и безжизненными (см. Ривер, вышеупомянутый Мегатон) даже по меркам и без того мертвого мира.
97% событий Fallout 3 происходит в реальном времени и лишь порядка 3% требуют включения специального режима автоприцеливания. Выглядит это примерно так: игра ставится на паузу, маркерами выделяются конкретные части тела противника, указывается процентная вероятность попадания и возможный урон. Все, что требуется от игрока - выбрать в кого, во что и сколько раз стрелять. Пользоваться этим режимом нужно разумно и посматривать не только на полоску здоровья, но и на шкалу с «очками действия».
Талантов (перков) полно. Некоторые, уникальны для конкретного пола и, при этом, очень забавны. Скажем, играя за женщину, вы с первым же левел-апом получите перк «черная вдова», добавляющий урон врагам противоположного пола и строки в диалогах. У мужчин есть полярный бонус - «леди киллер». Выбрать один новый перк разрешается после каждого повышения уровня, но, из-за ограничения всего в 20 уровней на персонажа, все разучить не удастся.
Основной квест преимущественно линеен, но все-таки допускает некоторые вольности. Так, к примеру, первый же попавшийся город можно взорвать ко всем чертям со всеми его обитателями. Зато важные сюжетные персонажи вроде любимого папочки - бессмертны, хоть ты тресни. За пару минут перед титрами разрешают еще немного самодеятельности. Ни о каких 200 концовках, конечно, нет даже речи. Доступно всего несколько вариаций, да и те весьма незатейливы. Если абстрагироваться от сюжета, то получается что-то вроде «я пошел за хлебом», «я попросил сестру сходить за хлебом», «я пошел за хлебом, а мне на голову упала наковальня», «я решил не идти за хлебом» и так далее. Продолжать играть после титров, к слову, нельзя.
Техническая часть - полный караул. Мир перерожденной Fallout по-своему красив, но только если отойти от телевизора или компьютера (разница между версиями для приставок и PC незначительна) на несколько метров. Вблизи же в глаза моментально бросаются страшненькие модели, обтянутые несолидными текстурами, чудовищная анимация, редкие зависания, баги, многочисленные казусы с физикой и не только.
В придачу от Oblivion досталась хроническая болезнь - убогая постановка диалогов. Во-первых, если NPC сидит к вам спиной, то в половине случаев придется разговаривать с его затылком. Во-вторых, если между собеседниками неожиданно возникнет прохожий, то камера либо залетает прямо в бедолагу, либо берет его настолько крупным планом, что слово «размазня» обретает новые грани. Ко всему прочему, в 2008 году разработчикам никто так и не рассказал про существование лицевой анимации. Человекообразные существа максимум способны бессмысленно хлопать глазами и без особой охоты ворочать челюстями.
Поскольку Bethesda Softworks - контора отнюдь не бедная, особо важные персонажи Fallout 3 заговорили голосами первостепенных голливудских звезд. Рассказчиком снова стал харизматичный Рон Перлман, прославившийся на весь свет после фильма «Хеллбой». Плюс, к старине Рону присоединились Лайм Нисон («Заложница», «Бэтмен: Начало») и Малькольм Макдауэл (сериал «Герои», «Заводной апельсин»), озвучившие, соответственно, отца героя и президента Джона Эдена. По неофициальным данным на диске с версией от «1С» будут присутствовать как русская, так и английская озвучка. Учитывая разницу в весовых категориях Рона Перлмана и какого-нибудь горе-локализатора, сей факт не может не радовать.
Ответственность за музыкальное сопровождение целиком и полностью (не считая нескольких десятков лицензированных композиций в стиле «ретро» для радиостанций) лежит на плечах Инона Зура - автора далеко не самых плохих саундтреков к Crysis и Syberia 2, так что результат впечатляет. Хотя нам показалось, что динамичный эмбиент в определенные моменты игры был бы куда уместнее заунывных и чрезмерно пафосных оркестровых завываний.
Fallout 3 основательно пожует ваше свободное время, подарит тысячи счастливых минут, но едва ли игрушку можно назвать идеальной преемницей легендарной серии. Отбросьте на секунду громкое имя и прочую мишуру. И что же в сухом остатке? Пожалуй, «просто хорошая» ролевая игра с целой кучей очевидных недостатков.
P.S. В случае своевременного появления инструментария для создания пользовательских модификаций, судьба которого до сих пор туманна, у Fallout 3 все-таки есть шансы продержаться на плаву пару, а то и тройку лет.
Fallout 3 обсуждения и мнения