Сюжет игры разворачивается вокруг шести персонажей - девушки-солдата Молнии (Lightning), неугомонного юноши Сноу (Snow), мальчика с лирическим именем Надежда (Hope), чернокожего Сажа (Sazh) с цыпленком-чокобо на голове, загадочной Фанг (Fang) и ее младшей сестренки Ваниль (Vanilla). Волею судьбы пятеро из них оказываются в ненужном месте, в ненужное время - загадочное древнее существо фал'Си (fal`Cie) делает героев своими слугами, л'Си (l`Cie), попутно озадачив миссией по спасению мира от надвигающегося катаклизма и наделив различными магическими талантами. Плата за невыполнение Задачи (Focus), как и у любого л'Си, высока - превращение в монстра, награда неоднозначна - вечный сон в кристалле. Перспектива стать безмозглой тварью в самое ближайшее время представляется героям более неприятной, так что, скрепя сердцем, они отправляются в путь по просторам двух миров - Кокон (Cocoon) и Пульс (Pulse).
Когда Вы получите полный контроль над партией, по-прежнему останется много линейных моментов, через которые Вам придется продираться, и это быстро надоедает. Несмотря на то, что создатели игры утверждали, что западная аудитория не оценит первую половину игры, мы ее оценили, хоть и не слишком высоко. Первые 25 часов игрового процесса представляют собой один сплошной корридор, заполненный разноцветными однотипными монстрами, причем битвы по-прежнему не представляют особой сложности, а заставка за заставкой (и еще раз заставкой) вообще не дают воспользоваться джойстиком.
Итак, фоновая музыка присутствует в игре в большом количестве. И это есть хорошо. Однако иногда она слишком яркая и громкая для фоновой композиции, что начинает со временем надоедать. В бою же мелодия удачно подхватывает динамизм поединка и отражает его в, не побоюсь этого слова, полной мере. А вот в отношении фоновых звуков, наоборот, возникает ощущение недостатка количества и качества. Слишком уж мало эффектов, либо они чересчур просты и однотипны. По каким-то причинам (не хватило места на пяти дисках, не успели портировать, кончились финансы?) принципиально не озвучены диалоги. Учитывая их количество, это, в общем-то, не удивительно, но страшно обидно. Ведь так хотелось послушать родное японское произношение. Хорошо, что хоть во время сражения звук оказывается опять на высоте, спасая общее положение.
Final Fantasy XIII — самая что ни на есть традиционная японская РПГ; неподготовленному человеку в эти дебри сюжетных хитросплетений лучше не соваться. Действие разворачивается в сказочном мире Пульс, где обитают фал’Си — механическая раса с богоподобными силами творения, существовавшая еще до возникновения человечества. 1 300 игровых лет назад один из фал’Си — Орфан — создал для людей утопический город Кокон, витающий в облаках над Пульсом. Вместе с героиней Лайтнинг нам предстоит пройти опасный путь по мирам Кокона и Пульса, узнать об обращенных л’Си и о том, чем они грозят Кокону…
Со вступительных титров на нас обрушивают тонны проблем и нравственных терзаний персонажей, которые не только не успевают стать привычными и родными, мы даже толком не успеваем понять, за кого играем. На большинство возникающих вопросов сюжет не дает вразумительных ответов, и чтобы разобраться в происходящем приходится читать километры текста во встроенной базе данных Datalog. Создается впечатление этакой «вещи-в-себе», где игроку не то, что не дано повлиять на сюжет, но и хотя бы осознать происходящее. Можно было бы простить такой подход, если бы пейзажи стремительно менялись, а новые NPC занимали все наше внимание, но и этого не происходит. Локации представляют собой уже вышеупомянутые коридоры, не сильно отличающиеся друг от друга, встреченных в ходе игры неигровых персонажей можно пересчитать по пальцам, а окружающий мир представляется статичными декорациями.
FFXIII смело играет с классическими идеями серии, но тем самым она разрушает саму концепцию Final Fantasy, и даже отличная боевая система не спасает ситуацию. Final Fantasy - это всегда удачное капиталовложение. Но на этот раз отдача сомнительна.