Мысли о грядущей «клюкве» закрадываются в голову после первых кадров пафосного интро, где легко узнаются лица Путина и Буша. Дальнейшее развитие событий окончательно сшибает крышу. По мнению разработчиков, основные мировые запасы энергетических ресурсов закончатся не к 2050 году, как прогнозируют ученые, а гораздо раньше. Лет этак через пять-десять. Многие страны постигнет затяжной экономический кризис, обезумевшие правительства вспомнят о холодной войне, запасутся ракетами и объединятся в мощные коалиции. К 2014 году ситуация на Ближнем Востоке накалится до предела: Иран и Саудовская Аравия обменяются ядерными гостинцами, что приведет к их полному уничтожению. Через год Россия и Китай, обеспокоенные нарастающим напряжением, образуют Союз Красной Звезды, а США и Европа чуть позже сформируют Западную коалицию. Назревает масштабный конфликт, но Третья мировая война начнется только спустя восемь лет из-за незаконного вмешательства Коалиции во внутренние дела Туркменистана. Победитель сорвет джекпот: остатки энергетических ресурсов и безраздельную власть над планетой.
Хотим мы или нет, но играть в одиночном режиме придется строго за рейнджеров Коалиции. Верим, что Frontlines искренне не хочет никого обижать, но русские по традиции выглядят карикатурно. Картинные вояки ни дня не проводят без шапки-ушанки, в центре Москвы (да-да, побываем и тут) непрерывно вещают исковерканную пропаганду, а на облупленных стенах красуются безграмотные надписи вроде «пена пива» и «зона одно». Вспоминать про то, что московские улочки заполонены «Волгами» с нижегородскими номерами, даже неловко. Из бравых же американских джедаев плещет слепой героизм, и выряжены они точь-в-точь как спецназ из Ghost Recon: Advanced Warfighter.
Семь продолжительных миссий (плюс несколько бонусных) требуют от нас одного — безоговорочной победы. На пути к ней предстоит выполнить задания помельче. Захватили несколько передовых позиций? Чекпойнт. Уничтожили вражеские танки? Получите еще один.
Игровой процесс не дотягивает по динамике до Battlefield, но обгоняет Enemy Territory: Quake Wars. Карта представляет собой несколько рядов ключевых точек, поделенных между противниками. Захват каждого ряда сдвигает линию фронта в сторону вражьего тыла. Бои ведутся исключительно на границе (за попытку двинуться в обход форпостов смельчаки «награждаются» мгновенной смертью), что, с одной стороны, добавляет драйва, с другой — очень ограничивает в выборе тактики. И это, пожалуй, главный недостаток игры.
К местам сражений стянута самая передовая техника. Про аркадные покатушки на джипах, танках, вертолетах и самолетах человеку, хоть краем уха слышавшему о Battlefield, рассказывать бессмысленно, а вот на беспилотных аппаратах остановимся подробнее. По картам в обилии раскиданы ящики с боеприпасами и дронами на любой вкус: от радиоуправляемой машинки до мини-вертолета. Управление беспилотниками прямое и жестко ограниченное по радиусу, а значит, сам солдат за пультом чрезвычайно уязвим, поэтому волей-неволей придется доверять виртуальную жизнь сослуживцам.
Только не виртуальным. Интеллект ботов застрял где-то под плинтусом. Болванчики не умеют пользоваться гранатами и дронами, лезут на рожон и расстреливают бронированную технику из автоматов. Кстати, в плане вооружения Красная звезда и Коалиция абсолютно идентичны. На американский танк «Фуллер» всегда найдется схожий по характеристикам русский «Черный медведь».
В мультиплеере все точно так же, только гуще, наваристее и с некоторыми приятными особенностями. Игрок волен примкнуть к любой из противоборствующих сторон. Каждая предлагает шесть классов: пехотинец, штурмовик, спецназовец, снайпер, гранатометчик и специалист по ближнему бою. Спешим успокоить вашу фантазию: последний — вовсе не местный Джеки Чан, а всего лишь хмурый дядька с дробовиком. Отличия между классами минимальны и сводятся к разнице в стартовом наборе оружия. В качестве приятного бонуса у каждого есть четыре специализации: от наводчика авиации, инженера с охапкой турелей и оператора беспилотных аппаратов до специалиста радиоэлектронной борьбы, способного вывести из строя любую технику. За грамотную игру постепенно начисляются очки опыта, вояка получает новый уровень (всего их три) и новые возможности в рамках своей профессии.
Беспилотники — настоящее украшение до боли знакомого мультиплеера. Представьте картину: под прикрытием игрока его товарищ засылает в тыл противника миниатюрный танк, который отвлекает на себя внимание и организовывает отличную поддержку штурмовой группе. Открывается огромный простор для диверсий: юркая радиоуправляемая машинка на счет «раз» разносит неповоротливый, но очень мешающий танк и вмиг отгоняет неприятеля от стационарного орудия.
С реалистичностью проблема. Вояки могут носить в безразмерных карманах десятки килограммов оружия и несколько тяжеленных дронов (хватило бы и одного слота). Падение с десяти метров не причиняет никаких значимых повреждений (для мест повыше в рюкзаке есть парашют). Линия фронта, на которую в сингле попросту не обращаешь внимания, в многопользовательской игре сковывает диверсантов по рукам и ногам. На серверах процветает кемперство. Хитрецов, решивших засесть на высокой башне со снайперкой, не останавливают даже юркие летающие роботы. Виной тому безгранично мощная и скорострельная винтовка с оптическим прицелом. Прибавьте сюда автоматическое восстановление здоровья на манер какой-нибудь Call of Duty 4, и вот она — внушительная брешь в балансе. Единственный доступный на момент написания рецензии патч внес несколько косметических поправок и даже не затронул игровой процесс.
За качество картинки отвечает «моторчик» Unreal 3.0. В отличие от недавней Turning Point, во Frontlines популярную технологию от Epic не стали макать в грязь лицом. Перед игроком открываются обширные и прилично детализированные карты. В руках отменно прорисованное оружие, а вокруг зрелищные спецэффекты. Производительность тоже только радует. На рекомендуемой конфигурации игра действительно летает под аккомпанемент чудесной музыки от Мэтта Харвуда и Скотта Крисвелла. Отдельное мерси актерам, озвучившим сюжетные ролики. Персонажи игры прямо-таки надрываются от эмоций. Скороспелая локализация от «Буки», к сожалению, подобной экспрессией похвастаться не может.
Frontlines: Fuel of War — неподъемная чугунная гиря на шее жанра сетевых боевиков. Не потому, что игрушка плоха и тосклива, наоборот, у Kaos Studios получился удивительно качественный и бодрый дебют на зависть многим. Беда затаилась глубже. Имя ей — вторичность. Если выдрать из Frontlines беспроигрышную механику Battlefield, в руках останутся только кривой баланс да удачная (хотя и тоже не новая) идея с боевыми дронами. Тем не менее проект успешный — старая концепция «борьбы за точки» до сих пор пользуется популярностью.